Рецепт успешного модного бизнеса из Германии
Основатель марки одежды TOM TAILOR Уве Шредер о послевоенной моде и современном стилеВ далеком 1962 году двадцатилетний Уве Шредер и его деловой партнер регистрируют фирму для импорта текстильной продукции, в которой так нуждалась послевоенная Германия. Не имея начального капитала, позаимствовав стол и телефонный аппарат у друзей, новоиспеченные предприниматели начали с ввоза внушительной партии махровых полотенец из Индии. Моментально продав ее крупной сети аптек в Гамбурге, они поняли, что выбрали правильную нишу. Постепенно, налаживая связи и производство в Гонконге и Китае, они занялись поставками нижнего белья, а затем рубашек. Первым шагом к производству собственной одежды стало умение быстро реагировать на требования рынка, в считанные месяцы отшивая тот товар, который так был нужен заказчикам. В начале 1970-х фирма начала изготавливать мужскую одежду под собственной маркой, но бренд TOM TAILOR был зарегистрирован лишь в 1979 году, когда дальнейшее развитие компании потребовало узнаваемого имени.
Шли годы, и маленькая компания по импорту текстиля превратилась в гиганта со штаб-квартирой в Гамбурге, входящего в десятку крупнейших немецких ритейлеров модной одежды. В настоящее время в состав холдинга входят два зонтичных бренда TOM TAILOR (под ним выпускаются марки TOM TAILOR и TOM TAILOR Denim) и BONITA. TOM TAILOR Group сегодня — это 7 тыс. сотрудников по всему миру, около 1 500 собственных розничных магазинов (1026 магазинов BONITA и 460 TOM TAILOR), сеть франчайзинговых точек продаж, интернет-магазины и мультибрендовая розница. В 2015 году оборот холдинга составил €955,9 млн.
Уве Шредер продолжает принимать активное участие в судьбе компании, но наконец может уделять достаточно времени своему хобби — игре в поло, поклонником которого он является много лет. На собственные деньги Уве Шредер приобрел два десятка первоклассных лошадей и собрал команду игроков, которую назвал TOM TAILOR Polo Team. Регулярно участвуя в международных соревнованиях по поло, команда не могла пропустить ежегодный турнир Maifeld Polo Cup 2016, проходящий в Берлине, на котором заняла первое место. Перед решающей игрой команды TOM TAILOR «РБК Стиль» успел задать Уве Шредеру несколько вопросов.
— Г-н Шредер, ваша компания начала выпускать и распространять собственные коллекции в 1971 году. Какой была немецкая мода в то время?
— Когда мы с партнером в первый раз поехали в Азию, у нас не было цели создать бренд — нам всего лишь нужно было найти товар, которого не хватало в Европе. В Германии не было такого дикого спроса на модную одежду, как в Италии или Франции, после войны население нуждалось в самых простых вещах на каждый день. В поиске таких повседневных вещей, возвращаясь к спокойной жизни после войны, люди ждали чего-то нового и одновременно доступного.
Наверное, именно настроения тех лет помогли мне сформулировать свою мечту — я хотел создать компанию, которая производила бы модную и удобную одежду на каждый день. Сегодня этот стиль называют Smart casual — элегантная повседневная одежда для самых разных людей и событий.
— Марка Tom Tailor была основана в 1979 году. Какая разница была между коллекциями, произведенными до этого года, и теми, которые вы начали выпускать под брендом Tom Tailor?
— Я основал компанию в 1962 году, а первая коллекция под брендом TOM TAILOR появилась в 1979 году. Концепция родилась вместе с бизнесом, одновременно с его основанием. Я хотел делать удобную и модную одежду на каждый день, доступную для всех. Когда мы начинали, у нас сразу было много идей, как это сделать. Но сначала нужны были деньги для инвестиций — поэтому на первом этапе мы наладили в Индии и Китае производство полотенец, футболок, рубашек. В огромных объемах мы привозили их в Германию и продавали по всей стране. Конечно, к моде это занятие не имело никакого отношения. Но именно этот бизнес позволил мне заработать деньги для запуска собственной линии одежды.
— Как бы вы описали немецкий стиль и немецкую моду в 1970-1990-х. Что это конкретно?
— После войны у страны и людей на первом месте стояли совсем другие потребности, одежда рассматривалась как сугубо практичная вещь. Поэтому к 1970-м немцы были далеки от лидерства в моде — они ориентировались на Италию или Францию, следовали за ними. Даже когда в 1970-80-х в Германии появились модные дизайнеры, известные во всем мире, страна не стала законодательницей в этой сфере.
— Что для вас важнее, дизайн или деловая сторона бренда?
— Управление операционными процессами и финансы всегда контролировал мой партнер. Мне же всегда была ближе креативная составляющая — поэтому я проводил много времени в путешествиях, часто по экзотическим странам. Там я находил новые идеи, формы и материалы. Мне хотелось, чтобы марка ТОМ TAILOR была глобальной, чтобы наша одежда могла быть близкой по духу молодым людям не только в Европе, но по всему миру — от Японии до Гавайских островов.
— Как вы нашли ценовой сегмент для вашего бренда и почему вы выбрали этот сегмент? Кто были ваши конкуренты в предыдущие годы? Существуют ли эти бренды сейчас?
— Мы выбрали для себя средний ценовой сегмент и планируем в нем оставаться. Наше преимущество — быть доступными для всех, давать оптимальные цены, но при этом предлагать только вещи отличного качества. У нас никогда у нас не было цели стать дешевле других — это могло очень быстро сказаться на потере качества.
Сохранять оптимальное сочетание цена/качество нам позволяет наличие собственного производства в Азии. Я провел там много времени, оценил Китай, Гонконг, Вьетнам, Таиланд и Малайзию с точки зрения производственных мощностей и в результате открыл два собственных завода во Вьетнаме и Гонконге с четкой системой стандартизации и менеджментом качества.
Реализовывать концепцию «доступного качества» мы начали с первого дня существования нашего бизнеса. Моя первая поездка в Китай состоялась в 1969 году, и я фактически был первооткрывателем с Запада. Немецкие универмаги хотели торговать недорогими джинсами, и я предоставил отличное предложение для них: преодолевая различные бюрократические трудности, я заказал километры денима, из которого сшили тысячи пар джинсов.
В Германии ритейлеры раскупили эту партию за неделю, и я уже летел обратно в Китай за новой. В то время у меня практически не было конкурентов, спрос в разы превышал предложение. Максимальный срок, который требовался мне для реализации партии товара средних размеров — 7 дней, даже многомиллионные партии разлетались всего за месяц. У меня всегда было больше заказов от клиентов, чем я мог произвести.
— Какие сильные стороны TOM TAILOR вы можете выделить по сравнению с другими производителями?
— Сегодня мы — компания, производящая одежду smart casual и street style для самых разных людей и событий. Мы умеем находить баланс между модными тенденциями и приемлемой ценой, мы нацелены на обычных людей и даем им то, что им нравится. TOM TAILOR — это своеобразный «мост» между дешевым массовым товаром и премиум-сегментом, наша сильная сторона — лучшее качество по приятным ценам. У каждой компании свой дух, и наша отличительная особенность — поддержка активного образа жизни, спорта и реализация множества благотворительных программ.