Впечатления, 01 ноя 2016, 12:00

Иностранцам тут место: как СССР заманивал зарубежных туристов

Что делал «Интурист», чтобы «извлечь» из туристов-капиталистов выгоду и иностранную валюту
Евпатория, Гагра, Юрмала и Боржоми. Отправиться на курорт по путевке было пределом мечтаний советских граждан. Видеть в здравницах хотели не только соотечественников, но и иностранцев — как СССР рекламировал свои курорты на Западе, выяснил «РБК Стиль».
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба аукционного дома Swanngalleries

Молодое советское государство остро нуждалось в иностранной валюте, принести которую могли туристы. Задача привлечь их легла на плечи «Интуриста», основанного в 1929 году. Перед новоиспеченным обществом по иностранному туризму была поставлена цель — «работать там, где, с одной стороны, ни в коем случае нельзя допустить потери наших принципов, а с другой — требуется извлечь из капиталистов максимальную выгоду для государства».

«Интурист» получил редкое по тем временам для СССР право самостоятельно выходить на иностранные рынки и открывать там свои представительства. Этой возможностью общество не преминуло воспользоваться. В начале 30-х годов офисы «Интуриста» появились в Великобритании, Германии и даже в США — на знаменитой Пятой авеню в Нью-Йорке.

 
Фото: пресс-служба аукционного дома Swanngalleries

Европейцы и американцы потянулись в «экзотическое» советское государство. Уже в первый год работы «Интуриста» число заграничных гостей составило 2500 человек и продолжало увеличиваться. Правда, восторженные отзывы перемежались жалобами на ужасные гостиницы, плохое питание и грязь в поездах. Об этом было доложено наверх, самому Сталину, и Политбюро постановило создать инфраструктуру для отдыха иностранцев в СССР.

 
Фото: пресс-служба аукционного дома Swanngalleries

К концу 30-х годов «Интурист» уже располагал почти тремя десятками гостиниц, ресторанов и относительно комфортным автотранспортом. Один из таких свежепостроенных отелей — сухумский «Синоп» — вспоминал французский писатель Андре Жид. В «Возвращении из СССР» он писал, что «Синоп» в состоянии выдержать сравнение с самыми лучшими, самыми красивыми, самыми комфортабельными заграничными бальнеологическими отелями… Отель — одно из тех мест на земле, где человек себя чувствует почти чуть ли не в раю».

«Рай на земле», как на морском берегу, так и на горных склонах, обещали и плакаты, выпуск которых наладил «Интурист». К созданию рекламных постеров с пояснениями на нескольких европейских языках были привлечены лучшие советские иллюстраторы своего времени, такие как Мария Нестерова-Берзина и Николай Жуков. Чаще других на плакаты попадали пейзажи Крыма и Одессы, продвигались также круизы по Волге, путешествия по Армении и Военно-Грузинской дороге и, конечно, поездки в главные города страны — Москву и Ленинград.

 

Советские туристические плакаты выгодно отличались жанровым разнообразием. На них были изображены и бухты солнечного Крыма, и башни Московского Кремля, и скромные труженики арбузной бахчи со своим урожаем, которым они были готовы угостить иностранных туристов. Эти плакаты рекламировал сам СССР. И, по словам президента аукционного дома Swann Auction Galleries Николаса Д. Лоу­ри, «это было формой внешней пропаганды, способствовавшей улучшению имиджа страны... И СССР в этом преуспел».