Мотозаезд Gentleman's Ride: как это устроено
Почему будущее городского мотоциклизма за мужчиной в хорошем костюмеС The Distinguished Gentleman's Ride Москва познакомилась в 2013 году, когда по городу проехали несколько десятков красиво одетых мужчин — севших на классические модели мотоциклов. Причем не одной эстетики ради: уходящий корнями в Сиднейзаезд, основанный Марком Хаувой и с каждым годом стремительно распространяющийся по миру, нацелен на благотворительность — средства здесь собирают на защиту мужского здоровья и, в частности, борьбу с раком, а с этого года — и на сопротивление депрессивным расстройствам. Если в 2012 году на мотоциклы в 64 городах мира сели 2,5 тыс. человек, то теперь количество последних перевалило за 57 тыс. А собрано в этот раз было почти $3,5 млн.
В Москве все было так: воскресный полдень, Наставнический переулок, беспрецендентное для столицы количество красивых мужчин на красивых мотоциклах, собравшееся по соседству с клубом Наука и Искусство. Прошлый раз, пусть и в меньшем составе, группа Gentleman's Ride уже встречалась в сентябре 2015-го, в еще более камерном — еще на год раньше, а первый заезд, 2013-го года, и вовсе был уделом нескольких энтузиастов. Часть из них сегодня отвечает за сердце московской мотокультуры — оно бьется в дальнем углу одного из дворов Столешникова переулка и так удачно запрятано, что открывается новым людям либо по чьей-то наводке, либо по воле случая. Хотя с тех пор, как «Энтузиаст» попал в путеводители Lonely Planet, недостатка в интересующихся, по словам создателей, нет. Пусть идея открыть кафе, где можно было бы даже чинить мотоцикл за чашкой кофе, канула в лету, «Энтузиаст» закрепился в столице как место встречи всех, кто увлечен мотоциклетной темой. Именно туда после красивого райда и его финала в баре «Стрелка» отправились главные герои заезда — отмечать свершившееся в уже совсем неформальной обстановке.
Отмотав время на семь часов назад, слышим следующее: «Как только вы заняли место в колонне, вы его не меняете!». Собрав всех за двадцать минут до старта, один из организаторов, Михаил Кыштымов объясняет всем правила движения и тонкости маршрута. После все в момент рассаживаются по местам и начинают выстраиваться на Наставническом. Несколько снимков, последние приготовления — и старт, по Костомаровскому мосту колонна мотоджентльменов уезжает в двухчасовой райд.
В этом году Gentleman's Ride в четвертый раз официально прошел в Москве и второй — в Санкт-Петербурге, а кроме того, по словам организатора Алексея Калабина, заезд поддержали и в других крупных городах России — например, в Нижнем Новгороде и Казани. Участвуют в райде не только мужчины, но и женщины — все потому, что главный критерий отбора: модель мотоцикла и внешний вид. На Gentleman's Ride возьмут всех, у кого есть классические модели мотоциклов в стиле Cafe' Racer, Bobber, Classic, Tracker, Scrambler, Old School Chopper, Modern Classic, Sidecar, Classic Scooter и Brat Styled, а также желание принять правила заезда — касающиеся, в числе прочего, дресс-кода. Почему многие делают это из года в год, «РБК Стиль» узнал у организаторов Gentleman's Ride и нескольких его участников.
Первый в мире Gentleman's Ride прошел в 2011 году, но тогда он был нацелен не на сбор средств, а на то, чтобы показать: мотоциклисты — это джентльмены. Позже к создателям заезда пришла благотворительная организация, он стал официальным и международным, и поэтому история The Distinguished Gentleman's Ride ведется с 2012 года.
Первый российский заезд тоже был неофициальным. Было человек шесть, шел дождь, никто особо не наряжался, но на следующий год все было гораздо лучше. В прошлом году в Gentleman's Ride участвовали 106 мотоциклов, мы сделали масштабный райд по главным московским улицам и закончили большим праздником в «Энтузиасте». И было довольно трудно всех здесь уместить — мотоциклы мы расставляли буквально по всем дворам Столешникова переулка. В этом году мероприятие поднялось на другой уровень: на нас вышел часовой бренд Zenith, который поддерживает фестиваль по всему миру и помогает с организацией, призы для участников предоставили наши друзья из Dockers, Chop Chop и Barbour.
Сам я часто снимаю мотоциклистов, и особое внимание уделяю именно стилю и красоте образа. Регулярно езжу в Биарриц на крупный мотофестиваль «Wheels & Waves». Его организаторы стали проводниками мотомоды во всем мире, многие производители мотоциклов и одежды заметили это и подстраиваются под общие тенденции. Франция — это вообще про тенденции. Там каждый второй мотоциклист — красивый. В Европе люди меньше всего думают о защите.
Сейчас в московской команде Gentleman's Ride пять человек: это я, Миша Кыштымов, Семен Берчанский из «Энтузиаста», Женя Бернштейн и Полина Зотова из Гранмото, официального представителя бренда Truimph в России, — и мы все делаем своими силами, даже движение аккуратно сдерживаем сами, многие водители понимают нас и с радостью фотографируют колонну. В этом году маршрут было подготовить немного труднее: Москва превратилась в город перекрытий и фестивалей. В день Gentleman's Ride проходил Московский марафон. Перед заездом мы три дня подряд ездили по нашим любимым улицам и проверяли каждый светофор, чтобы не задерживать движение во время заезда и легко вести большую колонну по городу.
Должен сказать, что все это чистой воды энтузиазм: у всех куча другой работы, никто с этого мероприятия ничего не имеет. На оба города участников было около 180, и наш вклад в общую благотворительную копилку Gentleman's Ride невелик: мы собрали не больше тысячи долларов.
Леша Калабин долго хотел организовать Gentleman's Ride и ждал своей очереди, так как это делал другой человек. И сегодня организаторы знают Лешу как лицо движения в России. Мы очень старые друзья, и я помогаю ему все осуществлять, в том числе ведя колонну.
Я начинал кататься на скутере, потом пересел на мотоцикл. Сегодня ехал на BMW R 1150 R, раньше у меня был Ducati, но я хотел мотоцикл для путешествий и заказал его в Англии, где у него был хороший пробег — 120 тыс. км.
Вот в чем идея нас как мотоциклистов: мы не воспринимаем себя как отдельный жанр, нам важно быть органичными с окружающей средой. Хотелось бы показать, что мотоциклисты могут быть дружелюбными, нормальными членами общества. Что все может быть красиво и в рамках приличия. Хотя это и не отменяет шалостей — после финиша.
Для меня колонна — это живой организм, и мне очень нравится вести ее, я чувствую себя в некотором роде тепловозом. Моя задача — помочь каждому почувствовать драйв, ощутить себя частью слаженного механизма. А еще, чтобы это здорово смотрелось. По ходу заезда важно как можно меньше стоять, чтобы, не нарушая правил дорожного движения, двигаться по заданному маршруту. Все очень серьезно готовятся, в том числе в плане стиля. Я бы описал его как джентльменский, и в то же время несколько гаражно-хипстерский.
В этом году у нас было около 60 участников. Маршрут петербургского The Distinguished Gentleman's Ride был проложен по центру города, на 25 километров: катались от Инженерного замка до площади Растрелли, от Смольного до Михайловского сквера, от Исаакиевского собора до Васильевского острова.
Я катаюсь с 2010 года, и для меня мотоцикл — не основное средство передвижения. В черте города он становится определенным аксессуаром с характером. Если мотоцикл на райд, например, тебе предоставляет бренд, то о нем нечего сказать. О своем же я могу сказать много: во-первых, это классическая модель редкой итальянской марки — Moto Guzzi, во вторых — мне близка ее философия.
Для меня Gentleman's Ride это возможность показать, что все это движение имеет право быть. Философия европейская нам пока чужда, обычно все мотоциклисты едут в невероятной защите и вызывают визуальное отторжение. Более того, их начинают ненавидеть — за их неумение кататься или вести себя, за нарушение правил. Мотоциклизм вообще является странной субкультурой, но если поведение его участников вызывает негатив в обществе, то такие райды, как наш позволяют показать, что есть и нечто другое. Я сегодня перекрывал дороги, и это было не так-то сложно. Все видят мужчину в костюме, оценивают ситуацию и готовы немного подождать. Мы представляем визуальную альтернативу и другой стиль вождения.
Может быть, через некоторое время моя личная мечта воплотится, и девушки тоже будут активно ездить на мотоциклах. В Европе ведь это нормально, а у нас хрупкая девушка на байке — это wow-фактор. Что, конечно, говорит о недоверии к процессу. Хотя должен сказать, что четыре года назад мы не говорили бы с вами и о 99% того, что можем обсудить сейчас. Нам удалось создать культуру, которую люди поначалу не понимали, считая нас несерьезными. Но год от года ситуация улучшается.
Чтобы соответствовать образу джентльмена, нужно им быть.
Андрей Захаров Директор проектов «Сбербанка»
На мотоцикле катаюсь с 2012 года, и уже четвертый год подряд участвую в DGR. У меня кастомизированный Harley-Davidson Sportster. Раньше ездил на стоковом мотоцикле, я его самостоятельно переделал в стиле Cafe' Racer. Чтобы соответствовать образу джентльмена, нужно им быть, а надевать стоит классику: сорочку, пиджак, брюки, ботинки. Вообще, мероприятие имеет немного ретро-привкус. Поэтому допускаются в том числе британские провинциальные, светские, колониальные и другие близкие образы. Помню, один участник был в образе гусара — в мундире и сапогах — и мотоцикл у него был подходящий, кастомизированный Royal Enfield. Из защитной экипировки минимум: перчатки и шлемы. Мотоколонна во время DGR идет небыстро, 30-40 километров в час, поэтому риски минимальны. Мотоцикл, считаю, не должен быть доминантой в личности человека. Поэтому я не одеваюсь как-то специально, чтобы сесть за руль — в комбинезоны, мотокуртки. Честно говоря, у меня даже нет такой экипировки. Я езжу на работу в пиджаке и брюках, могу приехать на деловую встречу в костюме. Мой мотоцикл меня дополняет, я его сделал таким. Заезд в этом году был неплох. Каждый год на DGR собирается все больше участников, количество тех, кто соответствующим образом оделся, тоже увеличивается. Это здорово. Рад быть частью этого.
На мотоцикле я катаюсь недолго — три года, и это была моя давняя мечта. Купили с братом подержанные «Харлеи», Sportster 1200, в стоке, и каждый год в них что-то меняем. Свой я разобрал до рамы, потом собрал заново. Пришлось привлекать профессионалов для его восстановления. На DGR ездим с братом с первого московского заезда — то есть, с 2013 года. Понравилась идея самого мероприятия — благотворительный мотовыезд на стиле. А поскольку нам чужда «классическая» мотостилистика (волосатые и пузатые мужики в образе «Mad Max»), и в целом, с небольшими деталями, это наша обычная городская одежда, то первые два года призы за лучший стиль забирали мы. Конечно, это было проще, чем сейчас — на первых выездах и участников было намного меньше — несколько десятков. В этом же году, например, было официально заявлено более 120 мотоциклов, а реально приехало сотни полторы, и это очень круто. Спасибо организаторам, что справились.
Одеваться, конечно, надо в определенном жанре, и все, кто регистрируется заранее, в курсе. К сожалению, некоторые не придают значения костюму, и общий эффект от мероприятия страдает. Это обидно, но, надеюсь, что это влияние быстрого роста движения, переходный период. Вкусу к одежде надо учиться — точно как к архитектуре, еде или музыке. То, что движение расширяется, меня лично радует. Со многими мотоциклистами, познакомившись в тусовке, мы пересекаемся и по работе. Получается такое братство, созданное не только на фундаменте мотоединства, но также благотворительности, стиля, духа.
Я участвую в Gentleman's Ride второй год, а сам катаюсь давно, уже лет семь. Сегодня я на чужом мотороллере — мотоцикл вчера сдал в ремонт. Я из команды «Энтузиаста» по названию одноименного кафе, его создали ребята из Clevermoto (объединение друзей вокруг любви к классическим мотороллерам), которое появилось, когда Дмитрий Пантюшин и Миша Кыштымов привезли в Москву около 50 реплик VespaPX 150, собранной в Индии.
По мотоциклу очень легко считать приверженность владельца к определенному стилю. Какая радость, что выбор бесконечно велик. Одни предпочитают кожаный жилет с названием мотоклуба во всю спину — что является отсылом к американской культуре байк-клубов, а в нашей повседневности становится тесно связанным с пропагандистскими вещами и религией, что придает всему этому причудливую форму гротеска. Другим близка по стилистике история британских рокеров 80-х годов, которые улучшали свои мотоциклы с целью получения дополнительной мощности и устраивали гонки между собой — название Cafe Racer появилось как раз тогда. Они, в свою очередь, очень не любили парней на мотороллерах — субкультуру модов. Ее тоже интересно изучать — для тех, кому она близка.
Есть те, кто вдохновляется современными гонками и покупает технологичный спорт-байк, наряжается в комбинезон. Есть поклонники больших и удобных мотоциклов Gold Wing, их легко отличить по подсветке байка, фирменной кепке вместо шлема и странному выбору музыки, которая играет очень громко. Я предпочитаю ездить так, будто я вышел на прогулку, в естественной одежде, чтобы не приходилось полностью переодеваться у офиса. Наверное кожанка или классическая английская куртка не всем покажутся повседневной одеждой, но для меня это так.
Я катаюсь третий сезон, все началось с покупки мотоцикла — еще до получения прав. Это был буквально мотоцикл моей мечты — Honda CB400SS. Меня прельщала эстетика движения, потому что езда должна быть не только комфортной, но и красивой. Заезд для меня — это, в первую очередь, встреча друзей, которая складывается раз в год, возможность посмотреть на новинки мотопрома и оценить количество участников, так как с каждым годом оно растет. Если первый, еще не официальный райд собирал несколько человек, то сегодня их здесь, по словам Леши Калабина, уже 190. А так наши главные места встречи — «Энтузиаст» и Красный октябрь (во дворе, где Burger Brothers и у «Стрелки»). Красивые скутеры бывают и на Цветном, например. Но в целом мы равномерно распределены по городу.
Сегодня я еду на BMW R 1100 R. Я искал совершенно иной мотоцикл, но друг скинул ссылку на этот байк — и это была любовь с первого взгляда. Через месяц после этого он появился здесь, в Москве, и я забрал его буквально накануне. Я заказал этот BMW на аукционе в Японии, местный рынок очень хорош, так как японцы ездят аккуратно, у них хорошие дороги и климат, мало битых мотоциклов.
Я участвую в заезде второй год, а вообще катаюсь лет шесть. Соблюдая правила дресс-кода — сегодня на мне костюм — я тем не менее считаю, что для города больше подходят кожаная куртка и джинсы. Это вопрос даже не удобства, а безопасности, в прошлом году я не доехал до старта заезда, потому что меня сбила машина. Я отделался порванными брюками, но потом всех догнал и отлично провел день и заезд. И снова здесь со своим Honda CB400SS.
Василий Подтынников Арт-директор спецпроектов РБК
Это мой первый заезд, и по-моему он прошел отлично, все понравилось. Те, с кем я успел пообщаться, тоже называют его лучшим в сравнении с предыдущими. Я катаюсь три года, у меня скутер Honda Joker 90, ему уже 20 лет. К первому Gentleman's Ride я готовился основательно и все, что составляет мой образ, подбирал специально к мероприятию.
За рулем мотоцикла я с 2003 года, но кастомной моделью обзавелась только в прошлом сезоне. Тогда же и получила приглашение принять участие в заезде DGR 2015. Сердце моего мотоцикла — двигатель Honda CB 750, все остальные его части подверглись основательным трансформациям. «Доктором» был Глеб Черный, известный представитель мотоциклетного кастомайзинга в Москве. Более узнаваемый по шильдикам GCS (Gleb Cherniy Speedshop). Выбор костюма на DGR — кропотливый труд: здесь необходимо не только соответствовать довольно строгому дресс-коду мероприятия, но и позаботиться о комфорте передвижения: а это перчатки, грамотно подобранная обувь, крой костюма. Плюс определенный нюанс: нужно отвечать образу «джентльмена», поэтому лично я делаю акценты на мужских образах и аксессуарах в целом. Девушки на мотоциклах все еще вызывают «wow-эффект», но гораздо больший эффект вызывают мотоцикл, на котором ты ездишь, и образ, который ты несешь. Free-ride в футболке, рубашке и джинсах привлекает куда больше внимания, чем упакованные в кожу барышни на спортах (спортивные мотоциклы). Москве нужны «хлеб и зрелища» Я участвую в выезде DGR уже второй год: организаторы — молодцы! Вести колонну из 200 мотоциклов — великий дар. Мероприятие проводится исключительно на позитивной ноте, что позволяет тебе действительно насладиться заездом «джентльменов»!