«До и после»: в Москву привезли работы Джованни Пиранези
Его творчеством вдохновлялись как придворные зодчие Екатерины II, так и русские авангардистыВыставка получила название «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII — XXI века» и помимо гравюр, рисунков и офортов самого Джованни Пиранези в нее вошли работы его предшественников и последователей. Влияние творчества итальянского художника и архитектора не обошло стороной и Россию. Работами Пиранези вдохновлялись придворные зодчие Екатерины II, русские авангардисты и даже советские архитекторы.
Сам итальянец за всю свою жизнь построил только одно здание — церковь мальтийского ордена Санта-Мария дель Приорато в Риме. А все остальные наброски так и остались на бумаге, из-за чего с его именем связывают термин «бумажная архитектура». Зато о Пиранези напоминают работы советских зодчих, которые в 20-30-х годах прошлого века вынашивали планы по созданию имперской, почти античной архитектуры. Отголоски Пиранези можно найти в набросках так и не возведенного Дворца Советов архитектора Бориса Иофана и в проектах автора здания МГУ Льва Руднева. А соединит творчество Джованни Пиранези с сегодняшним днем полотно Валерия Кошлякова, созданное специально для выставки в Пушкинском музее.
Джованни Пиранези также называют художником, повлиявшим на туристическую привлекательность Италии. На своих гравюрах он прославил римские пейзажи, придавая им драматизм и масштабность. «Предметы античности как осколки археологии — Пиранези впервые пришло в голову делать с них слепки и продавать, вместе с офортами, которые он тиражировал, для того, чтобы расширять представление об этом чудесном мире среди большого количества людей. И таким образом это произошло. Это стало модой, распространенным явлением», — приводит слова директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак телеканал «Культура».
Джованни Пиранези родился в 1720 году в семье каменотеса. Впервые в Риме художник побывал в возрасте 20 лет, а в 1753 году навсегда перебрался в итальянскую столицу. В течение всей жизни Пиранези работал над серией гравюр «Виды Рима». Это большие листы, сохранившие облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией и понимание ее неизбежной гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, — вот основной мотив работ Пиранези.
Выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» проходит в Главном здании ГМИИ им. Пушкина с 20 сентября до 13 ноября.