Впечатления, 16 сен 2016, 17:00

Арт-шум: искусство, привлекшее внимание на этой неделе

Надувные лодки на фасаде средневекового дворца, золотой унитаз в музее и китайские свитки
Началась осень, а это значит, что после летнего затишья музеи и галереи по всему миру готовят новые проекты. «РБК Стиль» разобрался, о чем на этой неделе «шумела» культурная общественность.
Читать в полной версии

Выставка «Artists and Lovers» в Лондоне

Где: Ordovas Gallery Когда: с 16 сентября по 29 октября 2016 года

Как любовь влияла на творчество известных художников? Ответить на этот вопрос попытается выставка «Artists and Lovers», открывшаяся 16 сентября в лондонской Ordovas Gallery. В экспозиции представлена живопись, скульптура, фотографии, аудио- и видеоработы, созданные художниками XX века. Например, автопортрет Фриды Кало, написанный в 1940 году. Именно в этот год мексиканская художница во второй раз вышла замуж за Диего Риверу. Правда, в середине 40-х у Кало начался роман с каталонским художником Хосе Бартоли, которого она встретила в Нью-Йорке, куда приехала делать операцию на позвоночнике. В Ordovas Gallery покажут и работу Джексона Поллока «Серебряный квадрат» (1950), которая долгие годы украшала нью-йоркские апартаменты его жены и абстракционистки Ли Краснер. Посмотреть все это можно совершенно бесплатно.

Фрида Кало. «Автопортрет», 1940 Джексон Поллок. «Серебряный квадрат», 1950 (Фото: wikiart.org)

  Золотой унитаз Маурицио Каттелана в Нью-Йорке

Где: музей Гуггенхайма  Когда: с 16 сентября

Итальянский художник Маурицио Кателлан пять лет назад заявил, что завершает карьеру, но слово не сдержал. Для музея Гуггенхайма в Нью-Йорке он подготовил новую скульптуру — унитаз из 18-каратного золота. Его установили в одном из туалетов музея, и им сможет воспользоваться любой желающий. Стоимость золотого унитаза осталась загадкой, зато художник пояснил, что его работа посвящена проблеме экономического неравенства. Когда новый арт-объект Каттелана был еще только в работе, издание The New York Times окрестило его «копрологическим апофеозом богатства».

Фото: facebook.com/guggenheimmuseum

  Выставка «Мерцание гладкой яшмы» в Санкт-Петербурге

Где: Центральный выставочный зал «Манеж» Когда: с 13 по 25 сентября 2016 года

В cеверную столицу привезли масштабную экспозицию Цуя Жучжо — одного из самых дорогих современных художников Азии. Осенью 2015 года портал Artnet включил его в рейтинг 100 наиболее успешных и продаваемых живописцев из числа ныне живущих. А за период с января 2011 года по октябрь 2015-го было продано 236 работ Жучжо на общую сумму в $223,5 млн. Художник славится своими пейзажами, которые он пишет как на больших холстах, так и на свитках. Один из них — длиной в 60 метров — мастер расписал ко дню рождения дочери и назвал «Снег на красных кленовых деревьях лежит». Жучжо следует тысячелетней живописной традиции, при этом пытаясь менять и актуализировать китайскую технику. Помимо кисти художник рисует и руками.

  Выставка «The EY Exhibition: Wifredo Lam» в Лондоне

Где: новое здание Тейт Модерн Когда: с 14 сентября 2016 по 8 января 2017 года

В новое крыло галереи Тейт Модерн ретроспектива художника Вифредо Лама приехала прямиком из Мадрида, где выставлялась в Центре искусств королевы Софии. В экспозицию вошло более двухсот работ кубинца, среди которых картины, книжные рисунки, гравюры и керамика. «Даже тот, кто имеет смутный интерес к современному искусству, будет околдован этой выставкой», — написало об экспозиции издание The Guardian.

Вифредо Лам — один из самых известных кубинских художников XX века. Он родился в 1902 году в семье эмигрировавшего на Кубу китайского торговца и дочери рабыни из Конго. В начале 20-х годов Лам окончил школу изящных искусств в Гаване, а затем перебрался в Испанию, где испытал влияние кубизма и сюрреализма. Эти художественные течения Вифредо Лам соединил в своем творчестве с африканскими мифологическими мотивами и кубинскими изобразительными традициями.

  Выставка «Ai Weiwei. Libero» во Флоренции

Где: Палаццо Строцци  Когда: с 23 сентября 2016 года до 22 января 2017 года

Ретроспектива китайского художника, которая займет все пространство флорентийского дворца Палаццо Строцци, откроется еще только через неделю. Но шума уже успели наделать надувные спасательные лодки, которыми «покрылся» фасад средневекового здания. Два десятка ярко-красных плотов, по задумке автора, призваны привлечь внимание к миграционному кризису и беженцам. Лодки стали такой же частью экспозиции Ай Вэйвэя, как монументальные инсталляции, скульптуры, видеоарт и серии фотографий, которые мастер создавал в период с 80-х годов до наших дней — многие из них представят на выставке.

Фото: пресс-служба Ai Weiwei

Китайский художник уже не первый раз обращается к теме беженцев. Осенью 2015 года вместе с Анишем Капуром Ай Вэйвэй прошел по улицам Лондона, накинув на плечи плед из грубой ткани — символ простых потребностей мигрантов. А в феврале 2016-го воссоздал фотографию погибшего сирийского мальчика, чье тело вынесло на берег Турции в сентябре 2015 года. В образе погибшего мальчика художник изобразил самого себя. На снимке автор лежит лицом вниз на галечном пляже греческого острова Лесбос.