Короли танцплощадки: новый альбом «СБПЧ»
Необычная петербургская группа выпустила зрелый альбом «Мы — огромное животное…»Петербургской группе «Самое Большое Простое Число», выступавшей и на «Пикнике Афиши», и на фестивале «ВКонтакте», скучно играть одинаковые концерты, поэтому Кирилл Иванов и Илья Барамия все время придумывают что-нибудь новое. Они уже выступали с духовой секцией, музыкантами в масках волков и известным виолончелистом Борисом Андриановым. В минувший уик-энд, на открытии Новой Голландии в Санкт-Петербурге, вместе с ними на сцену вышел детский оркестр «Дружба» с музыкантами от пяти до пятнадцати лет: ансамбль, хоровая капелла и четыре разноцветных динозавра высотой метр с кепкой, которые устроили шуточный бой между собой. Большие и маленькие зрители этого не до конца отрежиссированного действа радостно приветствовали возникший на сцене ералаш.
Последние концерты и альбомы «Самого Большого Простого Числа» идеально подходят для совместных вечеринок детей и их молодых родителей (которыми Кирилл Иванов и Илья Барамия, собственно, и являются). Действие нескучных песен «СБПЧ» происходит как будто бы в невинных снах десятилетнего мальчика. Там, где бардак, и там, где бедлам. Но эти сны, если опытные толкователи применят к ним другую оптику, завертятся калейдоскопом взрослых символов и смыслов. На днях Кирилл Иванов и Илья Барамия выпускают новый альбом, седьмой по счету. Он называется «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим!» — и, несмотря на «дуракавалятельное» название, эта пластинка — самая зрелая в карьере необычной российской группы.
В давнем интервью фронтмен «СБПЧ» Кирилл Иванов сравнивал свою группу с постоянно мутирующим животным, у которого то вырастут крылья, то невероятно распушится хвост. В книге российской музыкальной фауны «Самое Большое Простое Число» являют собой редкий вид, не умещающийся в клетках классификаций. Начавшись в 2007-м как совместный проект журналиста Кирилла Иванова и уважаемого электронного дуэта «Елочные Игрушки», группа неоднократно меняла состав участников и способ донесения своих идей до слушателя. Делясь друг с другом ролями и инструментами, «СБПЧ» играли абстрактный хип-хоп и минималистский IDM («Intellegent Dance Music», поджанр электронной музыки. — прим. ред.) были полуимпровизационным инди-оркестром и антирок-квартетом. Перебрав к 2016-му с десяток воплощений, петербургская группа зафиксировала свою музыкальную форму. Они теперь короли танцплощадок, на которых танцуют изо всех сил и невпопад.
«Мы — огромное животное…» начинается с мощной прямой бочки, а продолжается фейерверком электронных битов и фактур. Сплетая в пестрый коллаж африканские ритмы, анатолийские напевы, хип-хоповые брейки, фанковую гитару, дискотечный бас, лирический женский бэк-вокал, психоделические проигрыши и собачий лай, Кирилл Иванов и Илья Барамия превращают свою седьмую пластинку в праздник непослушания. В России так не поют и не играют, но «СБПЧ» это не останавливает, ведь они хотят танцевать. «Вся планета в моей голове, мой танцпол — Вселенная!» — скандирует Кирилл Иванов.
Кстати, о текстах. Новые песни «СБПЧ» имеют все шансы разойтись на цитаты (впрочем, это уже неоднократно случалось). «Еще вчера все было нормально, сегодня ты взял и влюбился». «Никогда — это слишком рано». «Куда бы ты ни шел, ты всегда идешь домой». «Будем делать все как обычно, только соскучившись». «Мы глупо живем, но правила — это так скучно». Обладая чутким слухом на хлесткие слоганы и хорошим вкусом к стихам, Кирилл Иванов сочиняет свои тексты как центоны из личных образов и фраз, подслушанных в разговорах. Тяготеющие к экзистенциальному абсурду, песни «СБПЧ» состоят в родстве с поэзией Хармса, Введенского, Григорьева и Пригова, но не пытаются сунуть портреты своих родственников слушателю в лицо.
Несмотря на кажущуюся детскость, у танцевальных кричалок о любви и дружбе «Самого Большого Простого Числа» очень взрослый взгляд. Как за пышными фасадами домов на Невском проспекте скрываются черные колодцы дворов, так и за бодрой интонацией и веселым настроением нового альбома группы поблескивает холодным светом драма, пережитая ее участниками. Впрочем, это совершенно не мешает устроить под «Мы — огромное животное..» шебутную дискотеку с бедламом для всех членов семьи. Дети вырастут и когда-нибудь поймут, о чем на самом деле были эти песни. Многие нынешние взрослые не поймут этого никогда.