Итоги кинолета 2016: кто победил, а кто провалился
Геннадий Устиян о сезоне блокбастеров, на который киностудии возлагают главные коммерческие надеждыЛузеры: провальные сиквелы, ремейки и ребуты
Голливуд всегда вел себя как завод, на котором производятся винтики, давно опробованные на потребителях. Прелесть такого нежелания рисковать и показывать зрителям что-то новое раньше заключалась в том, что в предыдущие годы иногда появлялись сиквелы, выходившие за рамки просто качественного развлечения. Прошлым летом, например, режиссер Джордж Миллер снял четвертого «Безумного Макса», собравшего $378 млн в мировом прокате и даже получившего номинации на «Оскар» (редкий случай для «летнего» кино), а «Мир Юрского периода» собрал уж совсем гигантские $1,5 млрд, потому что, нравится вам этот фильм или нет, в нем было много экшена и даже попыток пошутить.
Между тем с весны до августа 2016 года почти все сиквелы, ремейки и ребуты известных франшиз проваливались или недособирали в прокате. «Алиса в Зазеркалье», «Белоснежка и охотник 2», «Соседи: На тропе войны 2», «День независимости 2», «Люди Икс: Апокалипсис», «Черепашки-ниндзя 2», «Иллюзия обмана 2» и «Ледниковый период 5» все как один собрали меньше, чем предшествовавшие им части, что говорит только об одном: зрители устали от пережеванных зрелищ, которые не предлагают им ничего нового.
Компания Sony потеряла несколько десятков миллионов долларов из-за ремейка «Охотников за привидениями», где героям из 1980-х поменяли пол; а еще один ремейк — «Бен-Гур» — попал только на шестое место в списках премьер первого уик-энда проката с $11 млн (при бюджете около $100 млн). Причина: усталость зрителей от переработанного в десятый раз продукта, который не выглядит свежим.
Победители: «Первый мститель: Противостояние», «В поисках Дори» и «Джейсон Борн»
Все вышесказанное в предыдущей главе не относится к этим трем сиквелам, но их успех случился по разным причинам. Стоивший $120 млн «Джейсон Борн» собрал в мировом прокате $254 млн еще до выхода в нескольких странах, включая Россию. Борн скрывается от своего бывшего работодателя ЦРУ уже 14 лет, свежий фильм — уже пятый во франшизе и на нем сохранилась прежняя команда во главе с Полом Гринграссом и вернувшимся Мэттом Дэймоном. Это качественное кино, которое хочет быть современным — в конце концов, в «Джейсоне Борне» речь идет о такой актуальной сейчас проблеме, как контроль спецслужбами интернета. Конечно, зрители пошли на любимого героя, который быстро успевает меняться в нынешней переменчивой конъюнктуре.
Вышедший в прокат по всему миру еще в начале мая «Первый мститель: Противостояние» не стал почивать на лаврах и заступил на территорию своих коллег из «Мстителей»: по уровню зрелища и экшена Капитан Америка себя переплюнул, завербовав Человека-паука, Человека-муравья, Черную вдову, Черную пантеру и остальных супергероев Marvel. Неудивительно, что фильм с бюджетом $250 млн собрал в прокате больше миллиарда.
Совсем по-другому повел себя Pixar, выпустивший в середине июня «В поисках Дори». В отличие от «Первого мстителя 3», все в этом сиквеле картины 13-летней давности «В поисках Немо» на месте, включая сюжет. Только тут не папа Мерлин ищет сына, а второстепенная героиня Дори становится главной и отправляется на поиски родителей. Семейная аудитория вообще консерватина — отсюда и $907 млн в мировом прокате.
Лузеры: потеря чутья Спилберга
Кажется, Стивен Спилберг, 40 лет назад «Челюстями» изобретший сам термин «летний блокбастер», сдает позиции. Пока придуманный им, но уже снятый следующим поколением кинематографистов «Мир Юрского периода» побил прошлым летом кассовые рекорды, сказка о «Большом и добром великане» собрала ничтожно мало для блокбастера. Вышедший 1 июля, в самое «хлебное» для сборов время перед Днем независимости фильм с бюджетом $140 млн собрал в мировом прокате столько же, что никак нельзя считать успехом. Причина: чрезмерная сиропность и сентиментальность кино, которое мало понравилось аудитории старше 12-ти лет.
Победители: коммерчески успешные фильмы, которые никому не понравились
Включившиеся в борьбу с Marvel супергерои их конкурентов по комиксам — DC —иллюстрируют собой странный феномен коммерчески успешного фильма, который никому не нравится. Вышедший еще в конце марта «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» собрал в мировом прокате под $900 млн только на волне рекламного шума. Посмотревшие фильм жаловались, что увидели скучную, напичканную штампами халтуру длиной 2,5 часа. Следующий фильм с суперзлодеями DC — «Отряд самоубийц» — уже в конце сезона, в августе, привлек зрителей очень хорошими трейлерами, но сам фильм их разочаровал — падение сборов на второй уик-энд составило 67%. Фильм с бюджетом $175 млн собрал пока $490 млн, что, в общем, хорошие деньги. Но осадок от увиденного на экране остался — все сожалеют о том, что Кристофер Нолан, снявший в нулевых трех «Темных рыцарей», оставил своего героя Бэтмена менее талантливым коллегам. Посмотрим, как компания Warner Bros., обладающая правами на героев DC, справится с экранизацией «Чудо-женщины», которая выйдет в следующем году.
Лузеры: не было ни одного фильма, который переживет это лето
В том, что Голливуд ведет себя как сеть фастфуда, нет ничего нового. Но даже KFC постоянно работает над обновлениями в меню, потому что люди там понимают: если не предлагать нового, людям наскучат одни и те же куриные крылышки. Проблема заканчивающегося кинолета не в том, что все теплые месяцы выходили почти только продолжения других картин. Проблема в том, что не вышел ни один фильм, который выбивается из общего ряда и будет пересматриваться зрителями еще долгие годы.
Вспомните, что летом 2006 года вышел «Дьявол носит Prada», а летом 2008-го — «Темный рыцарь» и «Железный человек», экранизации комиксов DC и Marvel, которые были революционными для своего времени и задали планку для всех остальных экранизаций комиксов. Летом 2009-го вышли «Бесславные ублюдки», а через год «Начало» — оригинальные картины, которые и хорошо собрали в прокате, и зажили своей дальнейшей жизнью. Летом 2016-го такого прорыва не было.
Победители: фильмы среднего ценового сегмента пользуются слабостью блокбастеров
Когда при таком изобилии фильмов зрителям нечего смотреть, они идут на картины, создатели которых не считают их идиотами. На днях стало известно, что вышедшая в середине июля «Светская жизнь» стала самой кассовой картиной Вуди Аллена в России, собрав 102,8 млн руб. «Светская жизнь» с бюджетом $30 млн — вообще самый дорогой в производстве фильм Аллена, чьи картины уже давно выходят каждое лето и хорошо идут на контрпрограмминге — в пику остальному коммерческому кино. Конечно, это не сотни миллионов, но иногда десятки миллионов плюс уважение — лучшая альтернатива риску, связанному с производством дорогих блокбастеров.