Впечатления, 17 авг 2016, 17:30

«Любовь и дружба»: почему мы помешаны на Джейн Остин?

Геннадий Устиян об экранизации романа «Леди Сьюзан»
18 августа в прокат выходит «Любовь и дружба» — экранизация романа Джейн Остин «Леди Сьюзан». А киношная остиномания, начавшаяся больше 20 лет назад после «Разума и чувств», продолжается. Что такого в романах нравов писательницы, жившей два века назад?
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk)

Между очередным летним блокбастером, наверняка сиквелом или ремейком какого-нибудь фильма 1970-х, и очередной детской сказкой про драконов в прокат с гораздо меньшей помпой выходит «Любовь и дружба» — очередная экранизация Джейн Остин, на этот раз ее первого эпистолярного романа «Леди Сьюзан», написанного, когда писательнице было всего 19 лет. Если собрать в одном месте вклад Остин в современную культуру, ее влияние окажется шире динозавров или трансформеров.

Кадр из фильма «Любовь и дружба», 2016 (Фото: kinopoisk.ru)

В начале XIX века Остин написала шесть больших романов («Леди Сьюзан», сочиненная в 1794-м, не входит в это число), по которым начиная с 1930-х годов прошлого века (версия «Гордости и предубеждения» 1940 года с Лоуренсом Оливье в роли Дарси особенно знаменита) было снято около 60 кино- и телеадаптаций. Но тотальная остиномания началась 20 лет назад, когда за один год появился сериал BBC «Гордость и предубеждение», получивший семь номинаций на «Оскар» фильм «Разум и чувства» Энга Ли по сценарию Эммы Томпсон и осовремененная версия «Эммы» — перенесенная в Лос-Анджелес 90-х комедия «Бестолковые» Эми Хекерлинг, определившая всю судьбу романтических комедий на два десятилетия вперед и, несмотря на свою тогдашнюю остромодность, ничуть не устаревшая. В следующем году вышла голливудская экранизация «Эммы» со стремительно становившейся звездой Гвинет Пэлтроу, и Остин заполонила экраны. В 2004-м появилась болливудская версия «Невеста и предрассудки», в 2006-м ​— «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в роли писательницы, в 2007-м — «Жизнь по Джейн Остин», а в этом году на российские экраны даже вышел мэшап «Гордость и предубеждение и зомби». Осталось только скрестить сестер Беннет с вампирами и инопланетянами, и будет полный комплект.

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение», 1940 (Фото: kinopoisk.ru)

К счастью, режиссера новой «Любви и дружбы» Уита Стиллмана такие эксперименты не интересуют. Его осовременивание «Леди Джейн» скорее чисто кинематографическое — монтаж кажется очень быстрым для обычно слишком медлительных для нынешнего восприятия исторических картин. Сцены в одном поместье сменяются диалогами в другом так быстро, а сами диалоги произносятся с такой скоростью, что зрители забывают о том, что перед ними конец XVIII века. Но дело не только в монтаже. В очередной раз выясняется, что Остин писала совершенно безвременные, подходящие для начала XXI века реплики.

Стиллман работает медленно. За 25 лет он снял всего пять фильмов, и независимо от того, когда происходит действие «Барселоны», «Последних дней диско» или «Девушек в опасности», их все можно назвать романами нравов — совсем как произведения Остин. И в сравнении с тем, что «Леди Сьюзан» была опубликована аж через 77 лет после того, как была написана, кажется, что он не так уж и медлит — все видится в перспективе.

Прелесть Джейн Остин в том, что чем она от нас дальше, тем современнее.

Поразительно, насколько наследие Остин живуче, учитывая обстоятельства ее жизни. Родилась предпоследним ребенком в небогатой провинциальной семье с шестью братьями и сестрами. Неудачно влюбилась в соседа, но не смогла за него выйти из-за бедности обоих. Недолго училась в Оксфорде, но в основном получила образование дома. В 19 написала первый роман, но при жизни признана не была. В 30 лет надела стародевичий чепец, поняв, что никогда не выйдет замуж. Ни разу не ездила в Лондон, не говоря уже о загранице. Умерла в 41 год. Удивительно, что при таких условиях ее книги так легки, изящны, остроумны и универсальны. И в этом одна из причин непроходящей популярности Остин. В отличие от Оскара Уайльда, которого всегда приятно процитировать, в Остин не было столичного цинизма и высокомерия. Она писала очень просто, поэтому интеллектуалы не могут ее себе присвоить — а это важно в эпоху поп-культуры, когда доступность для как можно большей аудитории — коммерческое спасение и приятный бонус.

Кадр из фильма «Джейн Остин», 2006 (Фото: kinopoisk.ru)

Остин стала такой популярной в кино, наверное, еще и потому, что как раз в конце прошлого века расцвела «девичья» постфеминистская культура, когда современная женщина пыталась нащупать идеальный баланс между замужеством, личной свободой и достижением карьерных целей — недаром тогда же появился сериал «Секс в большом городе». Бойкая вдова, промотавшая состояние покойного мужа, леди Сьюзан Вернон (Кейт Бекинсейл) в поисках удачных партий для дочери и себя часто поступает плохо и откровенно манипулирует окружающими. Но Стиллман явно испытывает к ней такую симпатию, а диалоги Остин настолько точны, что героиня никак не попадает в категорию отрицательных.

Текст — еще одна причина нынешней популярности Джейн Остин. Сколько бы ни говорили, что сейчас деньги приносят экранизации компьютерных игр, и что мы живем в визуальную эпоху, когда экшен и картинка доминируют над словами, люди соскучились по острой, вовремя произнесенной фразе. Кино последних лет все дальше уходило от текстов к броским репликам, которые и те стали хуже: где новые «Я вернусь» Шварценеггера или «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»? Прелесть Джейн Остин в том, что чем она от нас дальше, тем современнее. Можно поменять декорации и костюмы, но дайте зрителям легкий остроумный диалог, и они перестанут чувствовать себя идиотами, которых остальные фильмы не развлекают, а скорее пытаются загипнотизировать.