Впечатления, 26 июл 2016, 10:00

Пойми меня, если сможешь: что волнует Леонардо Ди Каприо

Увлечения одного из самых знаменитых киноактеров далеки и от «Оскара», и от заучивания сценариев
На прошлой неделе фонд Леонардо Ди Каприо собрал рекордные $45 млн на благотворительном арт-аукционе. О вещах, волнующих актера в разы сильнее «Оскара» (к которому он шел более 20 лет) и далеких от заучивания сценариев увлечениях рассказывает «РБК Стиль».
Читать в полной версии
Фото: Getty | Dave J Hogan

Несколько лет назад одна за другой в западной прессе стали появляться заметки о том, как Леонардо Ди Кап­рио в джинсах и бейсболке был замечен то на одной из ярмарок современного искусства Art Basel, то на торгах знаменитых аукционов, то на открытии той или иной выставки в именитых галереях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Всего пару лет спустя выяснилось, что Ди Каприо, оказывается, «коллекционирует не только моделей» (так журналисты иронично намекали на многочисленные романы актера с топ-моделями), но и современное искусство, причем с такими рвением и знанием дела, что очень скоро его имя попало в десятку самых успешных и заметных коллекционеров мира по версии журнала ARTnews. Более того, он стал первой кинозвездой, номинированной на «Оскар», которой удалось прокрасться в рейтинг этого авторитетного издания. И это еще не все. Кроме коллекции современного искусства в арсенале Леонардо Ди Каприо также довольно внушительное собрание редких книг и комиксов, а заодно и древние окаменелости. Сам актер не особо распространяется на тему того, почему он так страстно увлекся коллекционированием (лишь скромно говорит, что последний раз что-либо собирал в подростковом возрасте — это были бейсбольные карточки и эту коллекцию он оценивает как нулевую). Тем не менее пронырливые журналисты смогли приоткрыть завесу тайны и хором твердят, что во владении Ди Каприо рисунки его любимого Баскии (говорят, один из них был первым приобретением актера), работы Такаси Мураками, Пабло Пикассо, Оскара Мурильо, Урса Фишера, Эда Рушея и многих других художников мирового масштаба и «крае­угольной» значимости. При этом по оценке специалистов, Леонардо отличается тонким и оригинальным вкусом. Например, целый ряд работ в его коллекции не особо привлек внимание других коллекционеров, на поверку оказавшись состоящим из крайне ценных экземпляров.

 

Отличается Ди Каприо и интересом к русскому и восточному современному искусству: в частности, в коллекции актера есть работы Айдан Салаховой и Олега Доу. Впрочем, если как следует покопаться в интервью, которые Ди Каприо давал в течение своей головокружительной карьеры, становится ясно, что искусства в его жизни было достаточно. Для начала, имя ему родители выбрали в галерее Уффици во Флоренции, стоя перед работами великого Леонардо да Винчи (по некоторым данным, именно в этот момент будущая, еще пока не рожденная звезда впервые толкнулась в животе у своей матери). Рос тезка знаменитого флорентийца в окружении известных иллюстраторов, таких как Роберт Уильямс и Роберт Крамб, с которыми дружил его отец, по совместительству издававший авангардные комиксы.

 
Жан-Мишель Баскиа. «Без названия». По словам актера, Баскиа наряду с Энди Уорхолом и Джулианом Шнабелем были его героями в 1980-х, и именно с них он начал понимать искусство. Эд Рушей. «Автозаправка Standard». С творчеством лос-анджелесских художников, в том числе звездного Эда Рушея, Ди Каприо познакомил иллюстратор Роберт Уильямс.

Собирать арт-коллекцию Ди Каприо начал совсем не несколько лет назад, а почти сразу после невероятного успеха фильма База Лурмана «Ромео + Джульетта», который вышел на экраны в теперь уже далеком 1996 году (кстати, у собирания окаменелостей «ноги растут» практически из детства актера, который, по его же словам, не вылезал из музея естественной истории). При всей влюбленности общественности в самого известного киноблондина современности, «в эфире» нередко проскальзывают замечания, мол, это прекрасно, что он так увлечен искусством и умеет его ценить, но кто, имея такое же количество сбережений, не имел бы возможности завладеть внушительной коллекцией чего угодно. К тому же журналисты регулярно освещают довольно гедонистический образ жизни Ди Каприо — ленивые будни и жаркие вечеринки на его без преувеличения шикарной гигантской лодке, полеты на частном самолете, специально для него сшитые смокинги Giorgio Armani, опять-таки, подруги-­супермодели и прочие атрибуты беспечной жизни тех, кому не нужно заботиться о доходах. Это представление об актере укрепилось еще сильнее после фильма «Волк с Уолл-стрит», в котором герой Ди Каприо Джордан Белфорт прожигал жизнь и полумошеннически нажитые средства, причем совершенно безнаказанно. Тем не менее этот образ как нельзя более далек от реальности. К примеру, для работы над «Волком» Леонардо пришлось советоваться с наркологом и отсмотреть бесконечное количество роликов в YouTube, посвященных тому, как люди сильно перебрали спиртного. То, чему на самом деле Леонардо Ди Каприо посвящает большую часть своего времени, усилий и сбережений, диаметрально противоположно приписываемой ему беспечности.

Как-то журналист The Times назвал Ди Каприо занудой за то, что тот смог без запинки назвать 20 видов животных, находящихся в зоне наиболее высокого риска истребления.

В 1998 году актер основал фонд Leonardo DiCaprio Foundation, главной миссией которого стало сохранение последних клочков дикой природы на нашей многострадальной планете. Причем ради здоровья и счастья всех обитателей Земли, включая человека — самого нелюбимого представителя фауны для большинства «зеленых».

Леонардо Ди Каприо и Каролина Шойфеле на благотворительном гала-ужине Leonardo DiCaprio Foundation, 20 июля состоявшемся на яхте в Сен-Тропе (Фото: Getty | Handout)

Почти за 20 лет существования фонда его деятельность значительно расширилась и включает проекты по борьбе с негативными последствиями глобального потепления, сохранения Мирового океана, мировых лесов, вымирающих животных (как-то журналист The Times назвал Ди Каприо занудой за то, что тот смог без запинки наизусть назвать 20 видов животных, находящихся в зоне наиболее высокого риска истребления) и многие другие. При этом сам основатель Leonardo DiCaprio Foundation присутствует во всем этом отнюдь не номинально и принимает самое активное участие в деятельности фонда. Кроме того что он входит в советы директоров ряда ключевых организаций, спасающих экологию планеты, он еще и активно пропагандирует бережное отношение к окружа­ющей среде и тому, что еще осталось от дикой природы. Вспомним удивившую многих речь Ди Каприо во время вручения ему давно заслуженного «Оскара».

 
Граффити с надписью «Никогда не сдавайся» в Лос-Анджелесе. Несмотря на расхожее мнение о том, что этому баловню судьбы для полного счастья не хватало лишь «Оскара», для Ди Каприо гораздо важнее то, с чем он выступает на Ассамблее ООН. (Фото: Getty | Gabriel Olsen)

Вместо того чтобы рассыпаться в благодарностях и утирать слезы радости, он попросил тысячи гостей церемонии и миллионы примкнувших к экранам зрителей обратить особое внимание на проблему глобального потепления и на то, что скоро, возможно, нам всем просто будет негде жить по собственной же глупости и от собственной жадности. Жадности, которая, по всей видимости, совершенно не свойственна Леонардо Ди Каприо, ведь даже прибыль от проданных на организованном им вместе с Sotheby's аукционе работ пошла на борьбу за сохранение экологии. Болеющий современным искусством коллекционер, который тратит деньги от продажи любимых работ на спасение природы вопреки интересам мировых корпораций — казалось бы, именно это должно быть легко тем, у кого «много денег и славы». Тем не менее это-то и делает бесспорно талантливого актера Леонардо Ди Каприо редким представителем современного человечества и как-раз за это его до беспамятства стоит любить поклонникам.