Вьетнам, красота, русская рулетка: 4 главных фильма Майкла Чимино
Самые успешные и провальные работы автора «Охотника на оленей»«Охотник на оленей» (1978)
Самый знаменитый и неоднозначный Фильм о трех молодых людях, прошедших вьетнамскую войну, считается самым неоднозначным в карьере Чимино. Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен и Джон Сэвидж сыграли американцев славянского происхождения с фамилиями Вронский, Чевотаревич и Пушков, отправленных воевать во Вьетнам и прошедших там через страшные испытания. Одним из самых запоминающихся моментов фильма стала сцена с игрой в русскую рулетку, во время которой вьетконговцы вытаскивали героев из клеток и приставляли к вискам пленников пистолет. Она вызвала возмущение некоторых критиков: например, корреспондент Associated Press и обладатель Пулитцеровской премии за освещение войны во Вьетнаме Питер Арнетт писал, что за все годы войны не было ни одного задокументированного случая игры в русскую рулетку, а центральная метафора фильма — «просто кровавая ложь». Кроме того, во время показа «Охотника на оленей» на Берлинском кинофестивале в 1979 году представители СССР выразили протест, сочтя, что многие фрагменты фильма оскорбляют вьетнамский народ. И хотя картину осуждали за однобокий показ этой войны, «Охотник на оленей» получил пять «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучший фильм. И спустя несколько десятилетий он остается одной из самых пронзительных антивоенных картин.
Громила и скороход (1974)
Первый и успешный
Криминальная комедия о бывшем участнике войны во Вьетнаме, ставшем грабителем банков по прозвищу Громила (Клинт Иствуд), и бесшабашном бродяге и искателе приключений Скороходе (Джефф Бриджес) стала дебютной режиссерской работой Майкла Чимино в большом кино. И сразу получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана» (Бриджес). Изначально этот фильм должен был снимать сам Клинт Иствуд. Однако он был так впечатлен сценарием Чимино к своей картине «Высшая сила», что решил уступить режиссерское кресло молодому дебютанту. Сам Чимино позже признавался, что своей кинокарьерой обязан именно Иствуду.
Ловец солнца (1996)
Самый красивый и философский
Молодой преступник Брендон Монро (Джон Седа) по прозвищу Блю сбегает из тюрьмы. Он слышал легенду об озере, способном исцелить все болезни, и ему срочно нужно туда попасть — Блю болен раком, и жить ему осталось пару месяцев. В качестве заложника он берет с собой преуспевающего хирурга Майкла Рейнольдса (Вуди Харрельсон), обладателя большого дома и дорогой машины. Путешествие через страну, в том числе и земли индейцев навахо, изменит взгляды доктора. Из консервативного самоуверенного эгоиста он превратится в сочувствующего и милосердного человека. В 1996 году «Ловец солнца» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Награду он, увы, не получил. Но в памяти смотревших эту картину навсегда останутся Блю, наблюдающий за закатом над каньоном, Вуди Харрельсон, несущий на себе смертельно больного преступника к заветному озеру, и звучащая в финале молитва: «Да пребудет впереди меня красота. И позади меня — красота. И надо мной — красота. И подо мной — красота. Да пребудет вокруг меня красота!»
Самый провальный и скандальный
Эта историческая костюмная драма о вооруженном столкновении землевладельцев в Вайоминге в 1890-х, известном как «война округа Джонсон» была встречена профессиональным киносообществом очень неоднозначно. Ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскара» за лучшую работу художника-постановщика и в то же время наградили «Золотой малиной» за худшую режиссуру. Во время производства картины не обошлось без скандалов. В книге «Голливудский зал стыда» Гарри и Майкла Медведов один из анонимных инсайдеров утверждал, что члены съемочной группы принимали наркотики. А после доказанных фактов жестокого обращения на съемках с птицами и лошадьми профессиональные киногильдии призвали Общество защиты животных проконтролировать использование животных в картине.
«Врата рая» считаются одним из самых нашумевших провалов в истории американского кино: картина с бюджетом $40 млн была снята с проката через неделю после премьеры.