Вещи, 03 июл 2016, 12:00

По форме: сколько стоит майка чемпиона

Самые впечатляющие контракты спортивных брендов и национальных сборных по футболу
Евро-2016 — это не только эмоции, но и многомиллионные контракты на производство формы для национальных сборных. «РБК Стиль» выяснил, чьи договоры оказались самыми выгодными.
Читать в полной версии

Борьба между мировыми спортивными гигантами за право обеспечить экипировкой ведущие сборные команды УЕФА разворачивается нешуточная, особенно учитывая прибыли Европейской ассоциации. Так, чемпионат Европы в Португалии в 2004 году принес УЕФА €855,2 млн, а выручка от Евро-2012, прошедшего в Польше и на Украине, составила уже €1,39 млрд. В этом году УЕФА рассчитывает ни много ни мало на €1,9 млрд.

Растущее количество зрителей, пришедших на стадионы, и ширящаяся телевизионная аудитория — основные потребители футбольной рекламы, которые, как ожидается, только во время чемпионата потратят около €800 млн. Такие данные приводит французский Центр права и экономики спорта (CDES).

Чем больше команд экипирует тот или иной производитель, тем чаще мелькает его логотип, размещенный на форме игроков. Контракты с национальными футбольными ассоциациями, представляющими команды, подписываются, как правило, минимум на пять лет, включают спонсорский пакет на ежегодную поставку униформы для игроков (в среднем на сумму около €1 млн) и денежный взнос, размер которого зависит от рейтинга сборной в списке УЕФА. Договором может быть предусмотрен и дополнительный бонус в случае успехов сборной.

Производитель спортивных товаров, помимо рекламы, владеет правами на производство футбольной формы команд, продажи которой, довольно стабильные в течение года, могут взлететь в десятки раз — в зависимости от результатов игр. Национальной футбольной ассоциации отчисляется небольшой процент с каждой проданной майки. Не последнюю роль здесь играют численность населения страны, которую представляет та или иная сборная, количество болельщиков, выезжающих на чемпионат, и процент сочувствующих, расхватывающих на волне патриотизма майки национальной сборной.

Впервые в европейском чемпионате по футболу в этом году участвуют 24 команды против 16, как в прошлых, а значит, у главных конкурентов adidas, Nike и Puma появился лишний шанс увеличить свое присутствие на Евро-2016. В этом году adidas, например, рассчитывает продать только всего, что связано с футболом — от одежды до аксессуаров — на €2,5 млрд.

На европейском чемпионате немецкая компания adidas экипировала девять команд (Германия, Северная Ирландия, Россия, Уэльс, Украина, Испания, Венгрия, Швеция и Бельгия), ее главный конкурент американская Nike — шесть (Франция, Англия, Польша, Турция, Португалия, Хорватия) и немецкая Puma — пять (Швейцария, Чехия, Италия, Австрия, Словакия). Еще четыре производителя — Joma, Errea, Umbro и Macron — спонсировали каждый по одной команде (Румыния, Исландия, Ирландия и Албания соотвественно).

Самыми дорогими до недавнего времени оставались контракты, заключенные компанией Nike с французской сборной (€320 млн за 7,5 лет) и со сборной Англии (€280 млн за 8 лет). За ними следует Германия с adidas (€260 млн за 10 лет). Испанская сборная на данный момент — самая дорогая подопечная Puma (€120 млн за шестилетний договор). Российская футбольная ассоциация, чей восьмилетний договор с adidas заканчивается в этом году, должна получить €125 млн, не включая предусмотренные бонусы, которых, скорее всего, по итогам Евро-2016, нашей команде не видать как собственных ушей.

Самыми скромными контрактами обошлись дебютант нынешнего Евро-2016 команда Албании, спонсором которой выступила малоизвестная у нас итальянская марка Macron, подписавшая в этом году шестилетний договор на €4 млн, и румынская сборная, чей четырехлетний пакет с испанским лейблом Joma предполагает ежегодное обеспечение униформой на сумму €720 тыс. и выплаты в размере €480 тыс., а также возможный бонус в €600 тыс.

Спортивная фирма, чья выгода от Евро-2016 уже не вызывает сомнений, — это небольшой итальянский лейбл Errea, с 2002 года спонсирующий исландскую сборную. Хотя сумму спонсорского пакета местная футбольная ассоциация не раскрывает, едва ли она была намного больше, чем у албанской или румынской команд. После сенсационной победы Исландии над английской сборной продажа футболок подскочила на 1800%. Учитывая население страны — 331 тыс. человек, относительно небольшой объем выпущенных футболок и остающийся высоким спрос на них, две итальянские фабрики Errea работают буквально круглые сутки, чтобы удовлетворить спрос на исландскую форму, моментально распроданную в магазинах и интернете.

Несмотря на то, что спонсорские пакеты некоторых национальных сборных кажутся впечатляющими, эти суммы лишь отдаленно приближаются к тем, что значатся в контрактах крупнейших футбольных клубов мира. На днях представители adidas объявили о продлении контракта с немецкой сборной, партнерство с которой началось еще в 1954 году. Четырехлетний договор, вступающий в силу с 2019 года, предусматривает ежегодные перечисления в размере €65-70 млн, сообщает Reuters. Это рекордный на данный момент контракт, заключенный с национальной сборной, который оставил позади действующий до 2018 года договор между командой Франции и Nike. Для сравнения: в футболе на сегодня самым дорогим спонсорским пакетом является десятилетний договор adidas с английским клубом Manchester Unitedзаключенный на рекордную сумму в £750 млн. ($1,3 млрд).