Впечатления, 28 июн 2016, 17:00

«Большой и добрый великан»: Спилберг на отдыхе с внуками

Геннадий Устиян о фильме, который убаюкает любого зрителя старше девяти
Стивен Спилберг экранизировал сказку Роальда Даля по сценарию, написанному автором «Инопланетянина» Мелиссой Мэтисон. Кинообзреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян объясняет, почему его фильм, посвященный снам, убаюкает любого зрителя старше девяти.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

Получив в 1990-х два режиссерских «Оскара» с перерывом в пять лет (за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана»), самый успешный кинодеятель современности в XXI веке совмещает в себе как бы три ипостаси. Он автор кассовых сайенс-фикшенов («Война миров», «Особое мнение») и драм на «Оскар» («Мюнхен», «Линкольн», «Шпионский мост»). Но иногда вдруг в 69-летнем авторе «Инопланетянина» и «Крюка» просыпается сказочник, и он снимает семейные фильмы (и если учесть, что он практически изобрел современную формулу успешной картины для всех возрастов, кому их снимать, как не Спилбергу?). В 2016-м у режиссера именно такое настроение, и если учесть, что его следующими проектами станут сайенс-фикшн «Первый игрок, приготовьтесь», драма по книге Дэвида Керцера «Похищение Эдгардо Мортары» и эпос «Монтесума», «детский» период Спилберга окажется недолгим.

Каждый раз, когда известный своим узнаваемым стилем режиссер берется за произведение автора с не менее уникальным видением, две силы встречаются где-то посередине, и результат иногда непредсказуем. Роальда Даля ставил и Тим Бертон («Чарли и шоколадная фабрика» 2005 года), и Уэс Андерсон («Бесподобный мистер Фокс» 2009-го), и Николас Роуг («Ведьмы» 1990-го), и даже Дэнни Де Вито («Матильда» 1996-го). Мало того, британцы любят своего анимационного «БДВ», вышедшего в 1989-м году. Спилберг всегда был немного сентиментальным — в этом и его коммерческая сила (на сентиментальность охотно откликаются дети, женщины и старики), и слабость (Даль хоть и писал сказки, тон в них был совсем не мягким — вспомните «Ведьм», где детей превращали в мышей — это же настоящий хоррор).

 

«БДВ» — временный заход Спилберга на знакомую, но давно пройденную территорию детского кино. Фильм также цементирует его сотрудничество с новым актером-талисманом, какими в разные годы были для Спилберга Ричард Дрейфус, Харрисон Форд, Том Круз и Том Хэнкс. Весь «БДВ» держится на мимике сыгравшего заглавного героя Марка Райленса, который недавно получил «Оскар» за лучшую роль второго плана в предыдущем фильме Спилберга «Шпионский мост» и уже утвержден на два его следующих проекта. Великан-вегетарианец, прогуливающийся по ночному Лондону и вдувающий сны в головы спящих горожан, похищает девочку Софи (Руби Барнхилл) из ее кровати в приюте и несет показать ей страну великанов-людоедов, которых Софи поможет победить всего одним письмом королеве. Сцены во дворце и игра с размерами БДВ и людей — самое смешное, что есть в фильме. В этих сценах Спилберг снимает комедию положений, а не фэнтези, и то, что непонятно, когда происходит действие — книга Даля была опубликована в 1982-м, но королева звонит некоему Борису, не то Ельцину, не то недавнему мэру Лондона Джонсону, обоих в 80-х не могло быть и в помине — в общем, неважно, потому что действие происходит в сказке, не цепляйтесь к деталям, зануды.

 

 

Удивительно, как мало Спилберг хочет сказать этим фильмом, разве что банальную истину, что добро победит зло, а настоящая дружба не ржавеет. Помимо нескольких ювелирно сделанных эпизодов (БДВ изящно, как в балете, прячется в городе, то приглушая фонарь, то притворяясь грузом в кузове), для взрослых зрителей здесь мало что есть. Зато для детей «БДВ» может стать «Инопланетянином» их поколения — той самой «доброй сказкой», которую они из ностальгии пересмотрят через 20 лет и удивятся тому, насколько она устарела. Или нет — все зависит от того, насколько ностальгия затмит собой здравый смысл.