Впечатления, 22 июн 2016, 10:00

«Соседи. На тропе войны 2»: ничего нового

Геннадий Устиян о сиквеле, который хуже первого фильма, и женщинах, которые сильнее мужчин
Женщины жестче мужчин, а сиквелы хуже первых фильмов: кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян объясняет, почему продолжение ленты «Соседи. На тропе войны» 2014 года, выходящее в прокат 23 июня, ничем нас не удивит.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

Что нужно сделать, чтобы зрители пошли на полюбившуюся два года назад комедию? Оставить все как есть, только поменять пол соседям из ада. Но, как показывает касса продолжения «Соседей» двухлетней давности и критические отзывы, этого недостаточно.

«Соседи 2» — не первое продолжение коммерчески успешного фильма, которое просигналило об усталости зрителей в этом весенне-летнем сезоне от чисто голливудской болезни под названием «сиквелит». История про соседей разных поколений и интересов продолжила ряд свежих сиквелов, которые собрали гораздо меньше, чем первые части: «Алиса в Зазеркалье», «Белоснежка и охотник 2», «Черепашки-ниндзя 2» и «Люди Икс: Апокалипсис» (хотя стоит сказать, что «Первый мститель 3», «Заклятие 2» и «В поисках Дори» прошли в прокате прекрасно). Вторые «Соседи» принесли за первый уикенд в Америке сумму в два раза меньше, чем за тот же период два года назад ($21 млн против $49 млн). И это, скорее всего, связано с тем, что нам предлагают посмотреть практически тот же фильм, только вместо громких студентов соседний дом занят студентками, которым не нравится жить в общежитии.

Чем были хороши первые «Соседи»? Тем, что проводили четкую поколенческую границу. То, что интересно людям в районе двадцати, неприемлемо в возрасте за 30, когда у тебя закладная на дом, ребенок и супружеские обязанности. Эти поколенческие различия получали продолжение в диалогах и были связаны не только с базовыми человеческими потребностями, но и с нынешней помешанностью на идентификации себя через поп-культуру: чего стоила одна только пьяная беседа Мака (Сет Роген) с Тедди (Зак Эфрон) о том, какой Бэтмен круче: Майкл Китон из 1990-х или Кристиан Бэйл из нулевых (а теперь растет поколение, для которого Бэтмен номер один — все тот же старый добрый Бен Аффлек).

 

 

Во второй части Мак с женой Келли (Роуз Бирн) пытаются продать дом, и, конечно, им совсем не нужно, чтобы группа студенток, которым сдает соседнее здание Тедди, гуляла до утра с музыкой и наркотиками. Вторые «Соседи» разыгрывают феминистскую карту: 18-летняя Шелби (Хлоя Грейс Морец, уже лет десять получающая все роли сложных тинейджеров в Голливуде) и ее подруги недовольны правилами колледжа, по которым можно ходить на пацанские вечеринки с дешевым пивом и шутками про презервативы, и решают поселиться сестричеством, чтобы курить траву и болтать о своих женских правах без парней. Сдающий им дом Тедди — ходячая карикатура на молодящегося бывшего популярного студента, который по-прежнему снимает квартиру с друзьями и не может никак заработать денег, кроме как своим идеальным торсом, — поначалу берет шефство над девочками. Но когда они выгоняют его за старперство и занудство, перебегает на сторону «пенсаков» (производное от «пенсионеров» и «стариков») Мака и Келли, которые теперь ему ближе по возрасту, чем жилицы. Начинается новая война, которая оказывается разрушительнее первой, потому что, как мы знаем, «телки жестче» и играют не по правилам.

 

Нельзя сказать, что во время просмотра вы не улыбнетесь пару раз — например, диалог «Почему ваша дочь играет с вибратором?» — «Это не вибратор, а игрушка из нового японского мультфильма» — «Да-да, знаю, я этот мультфильм каждую ночь смотрю» хорош. Просто Морец как будто попала сюда из другого кино, Эфрон и его голый торс настолько примелькались, что вызывают неловкость, даже когда актер раздевается «иронично», и шутки часто бьют мимо цели. Средние коммерческие показатели «Соседей 2», возможно, уберегут нас от продолжения франшизы, в котором Роген и Берн уже будут играть деда с бабкой, а Эфрон — крутиться на шесте в доме для престарелых.