Впечатления, 14 июн 2016, 13:00

«В поисках Дори»: за 13 лет рыба слегка обветрилась

Геннадий Устиян о второй части «В поисках Немо», вызывающей интерес или приступ «сиквелита»
16 июня в прокат выходит продолжение одного из самых удачных фильмов Pixar: кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян разобрался, чем примечателен этот летний блокбастер, развивающий сюжет мультфильма «В поисках Немо» 13-летней давности.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

Вторая часть «В поисках Немо», сделанная той же командой (режиссер и соавтор сценария Эндрю Стэнтон, озвучившие героев в оригинале Эллен Дедженерес и Альберт Брукс), — редкий сейчас случай, когда продолжение успешного фильма выходит аж через 13 лет. История о рыбе-клоуне Марлине, потерявшем и нашедшем сына Немо с помощью королевской синей рыбки Дори, которая страдает синдромом краткосрочной памяти, в 2003-м собрала в прокате $936 млн, заняла 35-е место по сборам за всю историю кино и второе место по прибыльности среди фильмов компании Pixar, уступив лишь «Истории игрушек 3».

«В поисках Немо» когда-то покорил зрителей неожиданным, особенно на фоне «Истории игрушек», «Ледникового периода» и других мультфильмов с продолжением, минимализмом (в нем мало основных героев и много смешных второстепенных) и простотой, прямо как в «Крепком орешке» (во второй части есть даже несколько ироничных отсылок к франшизе о Джоне Макклейне), сюжета: есть сын, есть отец, между ними океан, где второй должен найти первого. Для сиквела Эндрю Стэнтон выбрал такую же чистую историю, только сделал ее героиней Дори, которая тоже задумалась над тем, что у нее должны быть где-то родители (вопрос — где, учитывая недуг персонажа). И тут в фильме возникают сразу две проблемы.

 
Фото: kinopoisk.ru

«В поисках Немо» так понравился зрителям, потому что главные герои Немо и Марлин олицетворяли собой нерушимую семейную привязанность, а бессемейная веселая Дори существовала для комического эффекта. Сделав ее главной героиней, Стэнтон нарушил негласное правило индустрии развлечений: второстепенный персонаж интересен, пока он именно что второстепенный. По этой же причине все «Шреки» интереснее, чем отдельный «Кот в сапогах», прибавлявший перца в приключения болотного огра, но не претендовавший на лидерство. Другими словами, Санчо Панса интересен не сам по себе, а как верный оруженосец Дон Кихота. Поэтому же авторы «Шрека» не стали снимать кино про Осла — кто захочет полтора часа следить за приключениями второстепенного героя, который нужен только для подачи реплик?

Из первого допущения следует второй недостаток «В поисках Дори». Из-за того что она ничего не помнит, все, что она может сказать, это: «Здравствуйте, меня зовут Дори, я страдаю провалами в памяти, помогите мне», а так как она никогда не ведет дневников, то непонятно, как она забывает все, кроме собственного имени и названия своей болезни. Конечно, речь идет о мультике, и все же элементарная логика не дает наслаждаться фильмом любому зрителю старше 13-ти.

Конечно, два этих базовых просчета не исключают того, что в фильме полно хороших моментов. Став главной героиней, Дори обзаводится своим санчопансой — осьминогом Хэнком, который меняет форму и цвет и мечтает попасть в тихий океанариум в Кливленде, чтобы только не возвращаться в опасный беспокойный океан. Дори бодро скачет из одной емкости с водой в другую, морские львы шутят, служба оповещения санатория для рыб говорит голосом Сигурни Уивер… В общем, в сиквеле есть удачные сцены, на которых вы улыбнетесь или даже расхохочетесь. И все же, в финале вы невольно поймаете себя на том, что посмотрели тот же «В поисках Немо», просто с двумя перетасованными героями. И еще подумаете, что за 13 лет можно было придумать что-нибудь новое.