Илья Клюев: «Я руководствуюсь одним критерием: красиво-некрасиво»
Московский ювелир о плюсах и тонкостях производства украшений в России— Украшения Cluev производились в Италии, но несколько лет назад вы открыли ювелирные мастерские в Москве. Повлек ли этот переезд изменения в вашем бизнесе?
— Да, два года назад производство полностью переехало в Москву, чему я очень рад. Принято говорить, что у нас в стране ничего хорошего сделать нельзя. Я и сам долгое время считал данное утверждение истинным. Теперь эта парадигма разрушена — и я бесконечно счастлив, что мой российский бренд существует и работает в родной стране. Кроме всего прочего, это огромный плюс для наших клиентов: мы полностью контролируем весь процесс и точно знаем, когда украшение будет готово. В Италии с этим было трудно: мы долго «воспитывали» итальянцев по поводу сроков производства. Мне кажется, что и в плане качества мы выиграли — наши мастера с радостью занимаются ювелирным творчеством, когда понимают, что работают над лучшими украшениями из России.
Если вы правильно подобрали камень, то через 10 лет он должен стоить дороже.
— Сколько человек сейчас работает в вашем ателье и как долго они в среднем трудятся над украшением?
— Сегодня у нас 50 сотрудников. Иногда случается чудо, и им удается создать кольцо буквально за несколько дней, хотя в среднем на это уходит месяца два, особенно если дизайн требует особенных камней, которые надо еще поискать.
— Хватает ли вам цветных камней или вы испытываете недостаток?
— Не хватает. С каждым годом все сложнее найти хорошие качественные экземпляры. На это жалуются многие ювелирные компании. Вообще поиск камней — это такой квест, охота — ведь мало того, что камень должен быть красивым и качественным, он должен стоить адекватных денег. Нередко приходится выжидать момент, найти к продавцу нужный подход, подобрать правильные слова. Я потратил немало времени, чтобы научиться разбираться не только в камнях, но и в людях, которые их продают. Сегодня основные источники цветных камней сосредоточены в Африке и Бразилии.
— Какие камни импонируют лично вам? Вы ведь тоже носите драгоценности с камнями?
— Да, ношу. У меня есть кольцо с сапфиром, которое я надеваю, когда мне нужно быть очень четким, даже жестким. Я некомфортно чувствую себя в такой роли, но сапфир помогает справиться. В обычной ситуации мне это кольцо носить тяжело. А вот изумруд — мой камень.
— Украшения Cluev предназначены для передачи по наследству?
— Обязательно! Это одна из функций драгоценности. И конечно, украшения Cluev — это инвестиция в будущее. Если вы правильно подобрали камень, то через 10 лет он должен стоить дороже. В этом я тоже вижу свою задачу: создавать «инвестиционные» вещи с камнями, которые только растут в цене. За последние годы очень сильно подорожали александриты, шпинель, рубины, не только бирманские, но и мозамбикские.
— Кто покупает ваши украшения?
— Я отлично понимаю, что мы подходим не всем. Во-первых, мы предлагаем русский стиль и, скажем так, русскую философию, которая не устраивает людей, считающих себя космополитами. Во-вторых, как ни странно, далеко не всем нужно высокое качество или уникальные вещи — это тоже не наши клиенты. В-третьих, наши украшения созданы в России, и этот факт тоже сужает список наших покупателей. Сейчас клиентская база включает примерно 500 человек, из них постоянных клиентов, по крайней мере, 150. В прошлом году из 200 изготовленных изделий было продано 165. Учитывая нашу нынешнюю динамику, думаю, к концу года уже будет двести человек, которые делают приобретения хотя бы раз в год.
— Ваши украшения можно назвать классикой?
— Мне не нравится это слово. Мне кажется, что классика — это что-то статичное, как музейный экспонат, а мы хотим быть современными. Поэтому я руководствуюсь единственным критерием: красиво-некрасиво. И это работает!