Впечатления, 08 июн 2016, 12:05

«Иллюзия обмана 2»: жулики прошлого разоблачают сегодняшних

Геннадий Устиян о новом фильме с Марком Руффало и Джесси Айзенбергом
Как команда «всадников» из прошлого фильма об иллюзионистах, во время выступления совершивших ограбление века, стала разоблачать интернет-манипуляторов и почему им мешает повзрослевший Гарри Поттер, выяснил кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

Вышедшая в 2013-м «Иллюзия обмана» сделала для кино об иллюзионистах то же, что десятью годами раньше «Пираты Карибского моря» для «пиратского» жанра. При бюджете $75 млн фильм собрал в мировом прокате больше $350 млн, и теперь вторая часть выходит в разгар блокбастерного лета, конкурируя с супергероями и пиксаровскими рыбками.

Надо сказать, что сама природа этого ремесла в кино передается плохо. От иллюзионистов так и разит цирком и старомодным фокусничеством, предполагающим доверчивого зрителя, но никак не современного циника, который видел все. Кино, само по себе иллюзия, безжалостно разоблачает трюки, с помощью которых делаются фокусы. Не зря до сих пор самыми запомнившимися иллюзионистами в кино были осознанно нелепые персонажи Вуди Аллена в его не самых удачных фильмах и драма «Престиж» Кристофера Нолана, герои которой уже переживали профессиональный кризис в конце XIX века, как раз когда появилась более технологичная иллюзия — кино.

 

Но три года назад режиссер первых двух «Перевозчиков» Луи Летеррье, позже доросший до «Невероятного Халка» и «Битвы титанов», придумал ловкий ход, представив в «Иллюзии обмана» фокусников теми же супергероями, только без сверхспособностей, потому что их навыки — профессиональные и приобретенные, а не полученные случайно от падения в чан с химикатами или укуса паука. Для того, чтобы Джеку Уайлдеру (Дэйв Франко) стать преуспевающим вором, нужно долго тренироваться на кошельках зазевавшихся дамочек, о чем он и говорит влюбленной Луле (Лиззи Каплан), заменившей в сиквеле Айлу Фишер из первой части в качестве четвертой участницы «Всадников», группы иллюзионистов, в предыдущем фильме совершившей кражу века прямо во время выступления на сцене перед сотнями камер.

«Иллюзия обмана 2» начинается с флэшбэка из жизни другого персонажа — Дилана Родса (Марк Руффало) — в 1984-м на его глазах отец-иллюзионист не смог выбраться из сейфа на дне реки, и теперь работающий в ФБР Дилан мстит бывшему папиному сопернику и коллеге Таддеусу Брэдли (Морган Фримен), сначала засадив его за решетку, а потом выпустив. Но главный пафос сиквела даже не в детской травме и мести за гибель отца — старомодные иллюзионисты берутся разоблачить злодеев из Силиконовой долины, которые подслушивают наши частные разговоры по мобильному. Проще говоря, слоганом этого фильма могло бы быть: «Всадники за конфиденциальность».

 

 

В «Иллюзии обмана 2» (забавно, что одним из продюсеров сиквела выступил Дэвид Копперфильд) есть хорошие моменты, не говоря уже о вернувшемся первоклассном актерском ансамбле. Лиззи Каплан со своим уникальным пацанским чувством юмора органично вписалась в команду, явившись в дом к Дэниелу Атласу (Джесси Айзенберг) и «казнив» себя на гильотине, продолжая разговаривать после «смерти», а позже, пуская слюни по Джеку, предложив ему раздеться догола, чтобы не нервничать перед выступлением. Но в целом «Иллюзия обмана 2», снятая Джоном М. Чу (Леттерье ушел, чтобы сделать комедию «Братья из Гримсби»), до того сделавшим две части «Шага вперед» и второй «G.I.Joe: Бросок кобры», придерживается метода работы фокусника («Вот фокус, а вот как я его сделал»), от чего быстро устаешь. Все-таки это и правда пыльное, тупиковое искусство.

В прокате с 9 июня