В Москве покажут ретроспективу Льва Бакста
Выставка главного художника дягилевских сезонов приурочена к 150-летию со дня его рожденияВ рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставляют живописные произведения Льва Бакста, а также его графику, эскизы сценических костюмов, сами костюмы и даже образцы тканей. Среди музеев, предоставивших свои экспонаты для московской ретроспективы, — Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Русский музей и парижский Центр Помпиду. Последний в 1982 году приобрел для своей коллекции рисунок «Храмовая танцовщица» — эскиз костюма к балету «Синий бог». Часть работ, вошедших в экспозицию, демонстрируются в России впервые.
Лев Бакст, которого на Западе называли Леоном, знаменит, прежде всего, своими проектами для «Русских сезонов» Дягилева в Париже и Лондоне. Его декорации и костюмы не только обеспечили успех таким постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» и «Спящая принцесса», но и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. Бакст, впрочем, прославился не только как театральный художник. Он был известен как живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Жанны Пакен, Коко Шанель и Поля Пуаре.
«Клиентки приходили с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги», — писал в своих мемуарах Поль Пуаре, король парижской моды того времени. За 12 рисунков платьев он как-то предложил Баксту 12 тыс. франков. А с 1912 по 1915 год Бакст сотрудничал с домом моды Жанны Пакен, получая 10% с продажи каждой вещи, украшенной его узором. Бакст разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров. А по заказу американского миллионера Артура Селига он создал несколько десятков эскизов набивного шелка для массового производства.
Работы Бакста выставляются не только в музеях, но появляются и на аукционах. На стартующей 6 июня в Лондоне неделе «русских торгов» аукционный дом Christie’s выставит подборку акварелей эскизов костюмов к «Спящей красавице». «Это очень редкий случай — когда в продаже разом появляется сразу так много эскизов, — отмечает специалист Christie’s по русской живописи Александра Бабенко. — Обратите внимание на детали костюмов, на их богатство и обилие золотого шитья. Сергей Дягилев требовал, чтобы костюмы были сделаны в точности по эскизам, так что «Спящая красавица» была довольно затратной постановкой. А эти эскизы есть во всех работах, посвященных Баксту». Эстимейт акварелей колеблется от £10 тыс. до £60 тыс. Выставка в ГМИИ им. Пушкина продлится до 4 сентября 2016 года.