Beat Film Festival-2016: лучшие фильмы о музыке и не только
Вечный Боуи, грузинские скейтеры и талантливый «выскочка» с мячом Златан Ибрагимович
«За семь лет существования фестиваля нам было важно не только экспортировать кино, но и развивать локальную сцену».
— Фестиваль в этом году пережил так называемый «мягкий ребрендинг». Теперь он не только о музыке. На какие смежные территории вы решили зайти?
«Мягкий ребрендинг» — это маркетинговое определение, его придумали журналисты. Мы его не используем, скорее говорим, что фестиваль расширил свою тематику и движется в сторону классного документального смотра, на котором есть место фильмам не только о музыке, но и о культурной повестке в целом. Причем под культурой мы понимаем не только традиционное искусство, такое как литература или музыка. В ней может быть все, что интересует современного человека. Это и политика (по этой линии в программе фестиваля есть, например, фильм очень известного британского журналиста и довольно одиозного персонажа Адама Кертиса, который сам лично приезжает на фестиваль и, наверное, является нашей самой большой звездой. Это и спорт, о котором у нас в этом году сразу два фильма.
Первый фильм — про футболиста Златана Ибрагимовича, не менее одиозного, чем Адам Кертис, и славящегося своим классным чувством юмора.
Для тех, кто не знаком: когда его спрашивают, готов ли он покинуть парижский клуб «Пари Сен-Жермен», за который играет, он отвечает, что готов остаться, только если вместо Эйфелевой башни воздвигнут его статую. И фильм не только про голы, хотя и про них безусловно, но именно про Златана Ибрагимовича как персонажа поп-культуры.
Второй фильм — «Бег — это свобода». С одной стороны, это неизвестная история бега. В 60-е годы он был частью контркультуры. Не принято было бегать в парках, бег не существовал как профессиональный вид спорта, бегунам не платили деньги, а женщинам нельзя было участвовать в марафоне. Считалось, что это слишком длинная дистанция, которую женщина не сможет вынести. То есть это тоже фильм не только про культуру бега, которая сейчас довольно многим близка, но про бег как культурное явление.
Помимо спорта и политики есть и более традиционные для нас ответвления, например, мы в этом году собрали специальную программу под названием «Миллениалы». Она у меня одна из самых любимых внутри фестиваля. Фильмы в ней не только о музыке, а о том, кто такие современные двадцатилетние. Есть среди них есть и нью-йоркский хипстер по имени Хот Шугар, который знакомится с девушками в Tumblr, расстается в Twitter и собирает странные звуки, например, записи тишины в морге, когда люди прощаются с умершими. Ну в общем, такие хипстерские штучки.
— Какие картины вы выбрали для открытия и закрытия фестиваля?
Фильмы открытия и закрытия оказались как раз музыкальными, и в этом смысле мы остались верны ДНК фестиваля. Фильм, который открывает фестиваль, посвящен группе Daft Punk. Мы довольно долго думали, какой фильм должен открыть фестиваль в этом году, и выбрали в общем-то самый популистский из возможных. Отчасти потому, что мы впервые делаем большое открытие на Стрелке и надеемся увидеть около полутора тысяч человек. Хочется показать что-то, что будет и веселым, и понятным. А Daft Punk — это действительно герои, за которыми невероятно интересно следить любому зрителю.
Это такая история виражей, когда люди решили превратиться в роботов. Причем в фильме рассказывается история не только этого превращения, а, например, того, откуда взялся этот шлем. Выяснилось, что он был создан по эскизам Мишеля Гондри.
А фильм закрытия — это тоже важная для нас история. Потому что за 7 лет существования фестиваля нам было важно не только экспортировать кино, но в том числе и развивать локальную сцену. Мы два года общались с Ильей Лагутенко и его менеджментом по поводу фильма, который они начали снимать, еще когда записывали альбом «SOS Матросу!». Соответственно, фильм-закрытие называется ровно так же.
Он посвящен кругосветному путешествию, в котором была записана пластинка, но дело там не только в записи альбома. Это действительно история про целый тур, про разные страны, про Корею, Японию, про то, как группа ведет себя не только на работе, но и на отдыхе. Это нельзя назвать исключительно документальным фильмом, это скорее, как предпочитает называть ее сама группа — рок-фантасмагория. И в картине довольно много от самого Ильи и от его харизмы. В общем, это будет такой радостной нотой, на которой закончится фестиваль.
«Daft Punk Освобожденные»
26 мая
Документальную ленту «Daft Punk Освобожденные» на Beat Film Festival покажут всего однажды. Картина станет фильмом открытия фестиваля.
В середине девяностых участники дуэта устраивали рейвы и поднимали из подполья французскую электронику, а к началу двухтысячных прославились, надели шлемы и превратились в роботов, заявив, что музыка важнее лиц. За 20 лет существования Daft Punk выпустили всего четыре студийных альбома, но умудрились еще в начале карьеры заключить свои контракты так, что всегда решали сами, когда выступать и с кем записываться.
«Зигги Стардаст и пауки с Марса»
29 мая, 3 июня
Фильма о Дэвиде Боуи, который 8 января выпустил новый альбом «Blackstar», а спустя два дня скончался от рака, не могло не оказаться в этом году в программе фестиваля. Картина 1973 года «Зигги Стардаст и пауки с Марса» режиссера Д. А. Пеннебейкера уже стала классикой документального кино.
3 июля 1973 года Дэвид Боуи вышел на сцену лондонского Hammersmith Odeon, чтобы дать свой последний концерт в образе Зигги Стардаста. О том, что это прощальное выступление космического мессии, не знал заранее никто, включая музыкантов группы и режиссера Д. А. Пеннебейкера, который пришел снять двадцатиминутный промо-фильм, но увидев Боуи на сцене, остался и запечатлел все, включая бесчисленные наряды артиста и толпы фанатов в партере.
«Дженис: маленькая девочка грустит»
27–28 мая, 3–4 июня
Еще один фильм-посвящение легенде рок-музыки — картина «Дженис: маленькая девочка грустит». В фильме однажды номинировавшейся на «Оскар» Эми Берг о Дженис Джоплин рассказывают ее друзья, родственники и игравшие с ней музыканты. В числе прочего они вспоминают, как при первой встрече с Бобом Диланом Дженис заявила ему, что тоже станет знаменитой. И стала. В перерывах между интервью в фильме звучат песни Джоплин, а также отрывки из писем, которые она успела написать за свои 27 лет.
«Когда земля кажется легкой»
28, 30 мая, 1 июня
«Когда земля кажется легкой» — рассказ о грузинских скейтерах, которые носят длинные волосы и металлические футболки, разбивают в кровь коленки и шатаются без дела там, где солнце светит так же ярко, как в Калифорнии. Они читают хип-хоп, когда соседи смотрят в телевизор, а в случае чего едут на море, где сходятся воедино все те же универсальные для городских жителей символы романтики и свободы — товарные поезда, канатные дороги, заброшенные взлетные полосы аэропорта и пустые бассейны.
«Златан. Начало»
27–28 мая
1999 год. На стене висит газета с заголовком «Бекхэм — лучший в мире». Перед камерой — мало кому известный 17-летний парень, который заявляет: «Английский футбол — дерьмо».
Это нападающий шведского клуба «Мальме» Златан Ибрагимович, огромное самомнение которого равно его футбольному таланту, только талант этот еще надо раскрыть. Документальную ленту об игроке сняли шведские братья-режиссеры Фредрик и Магнус Герттены. Даже такие звезды, как Месси и Роналду, соглашаются, что Златан — самый харизматичный игрок нашего времени. В 2001 году Ибрагимович в золотом пиджаке и розовой рубашке отправился за рекордную сумму из родной Швеции в голландский «Аякс», где были драки, дисквалификации, конфликт с капитаном команды, но и, конечно, голы.
«Горькое озеро»
2 июня
«Горькое озеро» — один из самых заметных фильмов британского режиссера и телевизионщика Адама Кертиса. Премьера картины состоялась одновременно в эфире BBC и на кинофестивале в Роттердаме.
Это история об Афганистане и хрониках западного вмешательства на Ближнем Востоке, которое, по мнению Кертиса, представляет собой череду непониманий и упрощений, раз за разом приводивших к результату, ровно противоположному планируемому.
«SOS Maтросу!»
5 июня
По словам соосновательницы фестиваля Beat Film Festival Алены Бочаровой, они два года общались с Ильей Лагутенко и его менеджментом по поводу фильма, который группа начала снимать, когда записывала альбом «SOS Матросу!».
Все началось в порту Владивостока. Музыкант Илья, решивший, что его группе тесен родной город, мечтает о международном признании, особенно — о премии «Грэмми». Его жизнь меняет случайная встреча с капитаном парусного судна, который предлагает музыканту место на борту. Вскоре Илья и его товарищи по группе Олег, Юрий и Евгений оказываются в настоящем кругосветном путешествии. Маршрут прост: «побывать в тех местах, где любят рок-н-ролл!». Картина «SOS Матросу!» закроет фестиваль Beat Film.