Впечатления, 10 мая 2016, 13:56

7 главных премьер Каннского фестиваля-2016

Геннадий Устиян о самых интересных лентах Вуди Аллена, Кирилла Серебренникова и не только
С 11 по 22 мая в Каннах можно будет увидеть новые ленты Вуди Аллена, Ксавье Долана, Кирилла Серебренникова и других именитых режиссеров. Из всех премьер смотра кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян выбрал семь самых интересных.
Читать в полной версии

Программа главного смотра кино, который задаст тенденции как минимум на год вперед, а в случае нового невероятного (впрочем, мало ожидаемого) открытия — и на десятилетия, пестрит звездными именами (Джармуш, Альмодовар, Лоуч, Рефн, Верховен) и возрастным разбросом — от получившего здесь два года назад приз жюри 27-летнего канадца Ксавье Долана до 80-летнего Вуди Аллена, показывающего в Каннах уже 12-й фильм из своих 47-ми.

Конечно, список интересных фильмов, заявленных в программе этого года, гораздо шире. Автор «Драйва» Николас Виндинг Рефн покажет триллер об амбициозной модели «Неоновый демон» (The Neon Demon), а Кен Лоуч — драму о жизни рабочего класса «Я, Дэниел Блэйк» (I, Daniel Black). Состоятся премьеры фильмов сразу двух румынских режиссеров — Кристиан Мунджиу участвует в смотре с картиной «Семейные фотографии» (Bacalaureat), а Кристи Пую — с лентой «Сьерра Невада». То, что Румыния, давно признанная перспективной кинодержавой, в этом году представлена в основном конкурсе сразу двумя лентами рядом с западными (и восточными — есть еще новое кино Пак Чхан-ука) мэтрами — интересный тенденциозный крен, который явно получит продолжение в следующие годы. И все же в этот список попали самые-самые.

 

«Светская жизнь» (Café Society)

Вуди Аллен

Вместо того, чтобы открывать фестиваль каким-нибудь голливудским блокбастером или откровенными неудачами вроде «Принцессы Монако», как в предыдущие годы, руководство Канн сделало фильмом открытия новую ретрокомедию Вуди Аллена, которая будет показана, как водится, вне конкурса. Аллен действительно давно вне любого соревнования. Выпуская каждое лето, в самый разгар сезона блокбастеров, свои артхаусные комедии и драмы о жизни маленького человека, он давно выработал свою уникальную формулу артистического и коммерческого успеха.

Кадр из фильма «Светская жизнь» (Фото: Kinopoisk)

Съемочная группа его истории о молодом человеке, переехавшем в 1930-х из Нью-Йорка в Калифорнию под покровительство своего дяди — влиятельного голливудского агента, полна старых знакомых: исполнитель главной роли Джесс Айзенберг уже снимался у Аллена в «Римских приключениях» (2012), сыгравший дядю Стив Карелл — в «Мелинде и Мелинде» (2004), Паркер Поузи — в предыдущем «Иррациональном человеке» (2015), а Джуди Дэвис и вовсе актриса-талисман режиссера. Правда, на «Светской жизни» Аллен впервые работает с великим оператором Витторио Стораро, и в главной женской роли у него впервые снялась Кристен Стюарт, Белла из «Сумерек», которая в последние годы все больше становится королевой независимого кино. В России фильм выходит 21 июля.

«Персональный покупатель» (Personal Shopper)

Оливье Ассайас

Кристен Стюарт вообще станет героиней фестиваля в этом году. Помимо работы с Вуди Алленом актриса сыграла главную роль, личного ассистента по стилю Морин, в новом фильме Оливье Ассайаса, у которого она уже снималась в его предыдущей драме «Зильс-Мария». Мало того, она стала первой иностранной актрисой, получившей за исполнение роли помощницы кинозвезды в том фильме главную французскую кинонаграду «Сезар» за роль второго плана. Стюарт вообще не новичок в моде — она была лицом Chanel и Balenciaga, а судя по тому, что известно о сюжете фильма (это паранормальная драма о привидениях) — ей не впервой дружить с живыми мертвецами. Потому что несмотря на название, это не фильм о моде, скорее — триллер об относительности реальности.

«Джульетта» (Julieta)

Педро Альмодовар

В своих последних двух фильмах — триллере «Кожа, в которой я живу» (2011) и комедии «Я очень возбужден» (2013) — главный современный испанский режиссер упражнялся в жанровом кино. С «Джульеттой», которая в апреле вышла в испанский прокат, Альмодовар возвращается к темам материнства и женской судьбы, принесшим ему успех еще лет двадцать назад. 55-летняя Джульетта (Эмма Суарес) пишет письмо дочери, которую не видела 12 лет, и вспоминает собственную молодость. История о женщине, которая с надеждой смотрела в будущее, но позже под давлением обстоятельств превратилась в недовольную жизнью неудачницу — более «альмодоваровскую» тему трудно себе представить. И есть шанс, что это возвращение к собственному стилю, который получается у любимого миллионами режиссера лучше всего, принесет ему награду — тем более что призы за лучший сценарий и режиссуру Каннского фестиваля у Альмодовара уже есть.

«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde)

Ксавье Долан

Ксавье Долана с натяжкой можно назвать заокеанским наследником Альмодовара. Два года назад разделивший приз жюри Канн с самим живым классиком Жан-Люком Годаром и снявший уже шесть полнометражных фильмов 27-летний режиссер в этом году представляет картину, которую пару десятилетий назад мог бы снять и испанский классик. «Это всего лишь конец света» — история о молодом человеке, который после долгого отсутствия возвращается в родную семью, чтобы рассказать о своей смертельной болезни. В общем, Долану всегда были близки темы отношений с родственниками (приз он как раз получил за «Мамочку») и отверженности, так что в этом году ученик будет соперничать с учителем.

«Патерсон» (Paterson)

Джим Джармуш

У Джармуша, которого по-прежнему, несмотря на то, что режиссеру уже 63 года, называют Джимом, долгая история хороших отношений с Каннским фестивалем. Первый приз — «Золотую камеру» — он получил здесь за свой кинодебют «Более странно, чем в раю» аж 32 года назад. Патерсон — не только фамилия главного героя, сыгранного одним из самых востребованных сейчас актеров Адамом Драйвером, но и название городка в Нью-Джерси. Патерсон — водитель автобуса, его жизнь — рутинна донельзя: маленький город, один и тот же маршрут, один и тот же бар все с тем же стаканом пива. Но Патерсон пишет стихи, и жена, что редкость, поддерживает его увлечение. Звучит как идеальный фильм Джармуша, который как никто может показать поэзию в тягучей повседневности.

«Она» (Elle)

Пол Верховен

Интересно, что один из самых именитых европейских режиссеров, 78-летний Пол Верховен, только однажды участвовал в Каннском фестивале — со своим хитом 1992 года «Основной инстинкт». К счастью, в этом году отборочная комиссия включила в конкурс картины в жанрах, которые раньше считались недостаточно высоколобыми. В типичном для мастера триллеров фильме 63-летняя Изабель Юппер становится жертвой изнасилования в собственном доме и начинает независимое от полицейских расследование. Так «низкий» сюжет, когда-то бывший прерогативой Голливуда, становится вполне уважаемым артхаусом — не в последнюю очередь благодаря исполнившей главную роль актрисе. Что бы ни играла Юппер, она всему придает интеллектуальную нагрузку.

«М(У)ченик»

Кирилл Серебренников

Это единственный, помимо «Светской жизни» Аллена, фильм из списка, не участвующий в конкурсе, но интересный читающим по-русски. «М(У)ченик» Серебренникова, который все же больше известен как театральный режиссер, будет показан в программе «Особый взгляд», и это каннская премьера российского постановщика, чьи предыдущие картины «Юрьев день» и «Измена» были хорошо приняты на других престижных киносмотрах — в Локарно и Венеции. Часто обращающийся к теме молодежи, не принимающей давление современного российского общества, Серебренников снял фильм о школьнике, который пытается жить по слову Божиему, а не по школьной программе или житейским понятиям взрослых, включая родную мать. Если вы относитесь к фестивалям как к спортивным чемпионатам, и вам важно, как международное киносообщество примет фильм именно из России — это как раз тот самый случай, когда есть за кого «болеть».