Чем интересен «Первый мститель: Противостояние»
Геннадий Устиян о супергероях Marvel, которые не ходят поодиночкеПо иронии тринадцатый фильм во вселенной Marvel и третий во франшизе о Капитане Америка (Крис Эванс) выходит в наш прокат накануне 9 мая. Получается, что главным кинохитом праздничных дней стал голливудский фильм об американском герое, который сражался во Второй мировой. Новый «Первый мститель» сместит из фаворитов российского бокс-офиса «Экипаж» — российское представление о массовом кино, ремейк, переработку старого доброго советского кино. Капитан Америка тоже не вчера появился — герой дебютировал в марте 1941 года, так что два месяца назад он праздновал свое 75-летие.
Стало уже общим местом говорить, что в то время, пока телесериалы все больше теснят кино, отбирая у него зрителей и становясь качественнее и интереснее, кино, в свою очередь, тяготеет к сериализации, и Marvel в «Первом мстителе 3» достигает в этом процессе своего пика. Если раньше в сольных фильмах о Железном человеке, Торе и Человеке-муравье скромно появлялись один-два героя из других комиксов Marvel, то теперь «Первый мститель» заступил на территорию мегафраншизы «Мстители», задействовав сразу двенадцать супергероев, разделившихся на два лагеря.
В комиксовом мире в этом году прослеживается четкая тенденция. Если не считать развеселого матершинника Дедпула, сорвавшего кассу в феврале, главной драмой и двигателем сюжета и в новом «Первом мстителе», и в вышедшем несколькими неделями раньше «Бэтмене против Супермена» стал человеческий, а не супергеройский фактор. Вдруг, спустя столько десятилетий, на протяжении которых супергерои мутузили друг друга, давя дома и людей сотнями, в кинокомиксах задумались о ценности человеческой жизни. И точно так же, как Бэтмен не мог простить Супермену разрушения своего офиса, в «Первом мстителе» власти в лице Уильяма Херта сообщают Железному человеку, Капитану Америка, Черной вдове и остальной компашке, что пора сдать крылья и щиты и сидеть тихо, иначе трибунал и тюрьма. Собственно, ничего нового в этом столкновении суперсил со слабым трусливым человечеством тоже нет — государство пыталось прищучить Людей Икс еще во второй части, снятой Брайаном Сингером в начале нулевых. И все же Капитан Америка тяжело переносит ограничения, особенно когда его старого товарища, румына Баки (Себастьян Стэн), обвиняют в организации взрыва с жертвами в Вене. Черная пантера (Чедвик Босман) берется отомстить за убитого во время взрыва отца, так что дело принимает личный оборот, и не успеете вы задуматься о том, что хронометраж фильма приближается к стандартным двум часам, как две группировки (а Железный человек и Капитан Америка всегда были, как мы помним из «Мстителей», на ножах) уже вертят друг друга в воздухе, оправдывая во время боя свои прозвища.
Интересно, как Marvel все глубже затягивает зрителей в свой бесконечный киносериал, как в трясину. В диалогах герои все чаще ссылаются на события из перекрестных предыдущих фильмов, так что скоро, если вы пропустите хоть один фильм Marvel, многое из следующего будет непонятным. По-хорошему, за два с половиной часа в «Первом мстителе» происходят всего три полноценные драки, а большинство звездных появлений Человека-паука и Человека-муравья скорее можно назвать упущенными возможностями, чем удачами. Но это уже неважно. Как и предшественники, фильм соберет в прокате кучу денег, и это значит, что мы покорно пойдем на все последующие, чтобы ничего не пропустить и оценить ту одну-единственную смешную шутку на весь фильм (здесь отец всех Marvel-героев Стэн Ли в обязательном камео играет почтальона, который называет Тони Старка Карком). И еще скажите спасибо, что к третьей части Капитан Америка, ходивший с грустными честными глазами обе предыдущие, обзавелся чувством юмора. Не иначе как решил проводить побольше времени с Дедпулом и командой из «Стражей Галактики», чем с Черной вдовой — наступит тот день, когда все они объединятся в еще более многолюдный, чем «Мстители», марвеловский мир, и кино совсем превратится в сборный концерт, где каждому выступающему достанется всего по две минуты экранного времени.