Впечатления, 07 сен 2015, 11:22

Взял и поехал: нужна ли москвичам услуга каршеринга

В ближайшие дни в Москве запустится сервис «Делимобиль» — поминутная аренда автомобиля. Проект активно поддерживает мэрия Москвы, рассматривая его как способ борьбы с пробками. «РБК Стиль» разобрался, насколько удобен и полезен этот сервис.
Читать в полной версии
Фото: depositphotos.com, anytime

Появление в столице каршеринга анонсировал в середине августа лично мэр Москвы Сергей Собянин.

 

 


«Это прокат машин без водителя, похоже на прокат велосипедов, которые стоят по всему городу. Во многих европейских городах эта услуга работает. Будем надеяться, что она приживется и в Москве», — заявил он на заседании правительства.

Подробности о тарифах и автомобилях «Делимобиля» появились в конце августа. Автопарк сервиса будет состоять из бюджетных седанов Hyundai Solaris. Цена услуги — 8,9 руб. за минуту во время использования машины. Для сравнения, в США сервис каршеринга Zipcar обходится в $7,5 в час. С нынешним курсом рубля к доллару клиентам «Делимобиля» придется заплатить даже больше — около $8. 

 

 

На самом деле эта услуга для Москвы не новая. С 2013 года в городе уже работает служба Anytime. Но в ее парке всего около ста автомобилей и они растворяются на улицах большого города. Со ста машин стартует и «Делимобиль», но в дальнейшем их число должно возрасти в несколько раз.

 

Не покупай, а пользуйся

 

И Anytime, и «Делимобиль» — представители так называемой sharing economy, пропагандирующей не обладание вещью, а ее временное использование. В 2011 году журнал Time включил понятие sharing economy в список десяти идей, которые изменят мир. С тех пор до Москвы добрались и пустили корни такие сервисы совместного использования, как Airbnb и BlaBlaCar. А теперь развернуться попробует и каршеринг.

Прототип современного каршеринга появился еще в 1948 году в Цюрихе. Члены местного автомобильного клуба после уплаты взносов могли брать покататься клубные машины. А первый каршеринг в его современном виде заработал в 1968 году в Амстердаме. Проект назывался Witkar, и специально для него были созданы двухместные электромобили, больше похожие на прозрачные капсулы на колесах. Спрос на них был невелик, и через несколько лет сервис прекратил работу. 

 

 

 

В XXI веке спрос на услуги каршеринга вырос в разы. Такая модель выгоднее традиционного автопроката, потому что позволяет оплачивать только часы непосредственного использования машины. Взять и сдать автомобиль можно в любой точке города, а не на специальной стоянке или в офисе компании-прокатчика. Как открыть машину, подскажет мобильное приложение, в котором предварительно нужно зарегистрироваться. А все необходимые документы уже будут лежать в бардачке.

По данным агентства Frost & Sullivan, в 2014 году услугами каршеринга во всем мире воспользовалось 4,9 млн человек. В 2012 году эта цифра была в два раза ниже. По мнению аналитиков Frost & Sullivan, каршеринг позволяет уменьшить расходы на транспорт и положительно влияет на экологию, сокращая выбросы углекислого газа на 15% в год.

Действительно, во многих мегаполисах мира сервисы каршеринга используют экологически чистый транспорт. Автомобильный парк парижского Autolib состоит из электромобилей, а по Милану ездят машины на газу. Параллельно с Москвой сервис каршеринга Blueindy запускается в американском Индианаполисе. Причем помимо электромобилей компания установит в городе 200 зарядных станций. Москва пока решила сделать ставку на более традиционные технологии.

 

Автомобиль парижского каршеринга Autolib

 

Автомобиль американского каршеринга Blueindy

 

 

Каршеринг против пробок

 

Для столичных властей поминутная аренда автомобилей — еще одна попытка разгрузить московские дороги. Ведь платным парковкам, на которые возлагал надежды Максим Ликсутов, сделать этого так и не удалось. В теории машина в каршеринге работает как персональный общественный транспорт: один приехал и сдал ее, другой подошел и взял. Таким образом, автомобиль большую часть времени находится в движении и не занимает парковочное место.

Про каршеринг также говорят как про соперника такси. Но тут преимущества сервиса не очевидны. «Делимобиль» сможет предложить более выгодную цену, чем «Яндекс.Такси»: 8,9 руб. в минуту против 13,2 руб. Но пока у сервиса мало автомобилей, такси будет явно выигрывать в оперативности. Кроме того, сесть за руль «Делимобиля» можно лишь с 21 года и при минимальном водительском стаже в два года.   

Москвичи неохотно пересаживаются с личных автомобилей. А те, кто привык после вечеринки заказывать такси, вряд ли резко перейдут на каршеринг. Тем не менее услуга почасовой аренды машин в столице будет представлена довольно широко. Помимо «Делимобиля» в ближайшие месяцы выйти на московский рынок планируют еще несколько компаний. По мнению сооснователя готовящегося к запуску сервиса Belka Car Екатерины Макаровой, кризис — самое благоприятное время для развития каршеринга. Горожане начинают экономить на личных автомобилях, но совсем отказываться от машины не хотят.

 

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»

 

«Каршеринг в Москве есть, тот же сервис Anytime функционирует с 2013 года. Другое дело, москвичи им не так охотно пользуются. Почему? Потому что автомобиль должен находиться в шаговой доступности от клиента. Такой у нас считаются 500 м, но давайте для простоты счета возьмем километр. Это где-то 15–20 минут ходьбы. У нас город в пределах МКАД — 900 кв. км. При условии равномерного распределения автомобилей по городу нужна как минимум тысяча свободных машин. Это исключая те, которые уже заняты. Всего же нужно две тысячи машин, чтобы обеспечить хотя бы минимальное качество сервиса. Ни «Делимобиль», ни Anytime даже вместе столько предоставить не могут.

Сам по себе каршеринг — сервис интересный и отлично укладывается в популярную сейчас концепцию sharing economy. Лично мой автомобиль используется в день максимум час, а остальные 23 простаивает на парковке. Для города самое неприятное, что он занимает парковочное место. Отсюда и разговоры, что каршеринг сможет разгрузить городское пространство.

Выгода от каршеринга потребителю — экономия. Допустим, я пользуюсь машиной час в день. По расценкам Anytime мне бы это стоило 360 руб. (тариф Anytime — 6 руб. за минуту. — «РБК Стиль»). По сути, я сохраняю качество жизни, которое у меня было с автомобилем. В месяц трачу около 15 тыс. руб. на передвижение, но зато вообще не вкладываюсь в автомобиль. Все тяготы, которые связаны с эксплуатацией автомобиля, меня не касаются.

Основной потребитель каршеринга — это люди, которым автомобиль нужен эпизодически. А таких в городе очень много, примерно каждый четвертый. Они держат автомобиль во дворе, но не ездят на нем в будни. А в выходные используют для поездок по магазинам или на дачу. Каршеринг для таких владельцев мог бы стать идеальным способом заменить свой автомобиль. Их останавливают три момента.

Во-первых, отсутствие вероятности, что они обнаружат каршеринговый автомобиль рядом с домом. Во-вторых, что они получат действительно качественный сервис с хорошей машиной. И в-третьих, у москвичей есть такая история — они берут автомобиль и ездят на дачи. А вот за город на каршеринговых автомобилях как раз нельзя. У служб есть ограничение на выезд за МКАД. Что касается «Делимобиля», я считаю их тарифы завышенными. В Санкт-Петербурге есть каршеринговая компания, которая предоставляет небрендированные BMW за 300 руб. в час! И за этими машинами идет настоящая охота. Для молодых людей подъехать за девушкой на BMW — это настоящий шик. А позволить себе такое за 300 руб. может любой студент».