Последняя архитектурная утопия: что такое советский модернизм
СССР породил три больших архитектурных проекта: конструктивизм, быстро сменивший его сталинский ампир и советский модернизм, или просто совмод. К последнему отношение сейчас довольно прохладное, но это и понятно — именно с его именем связано появление невыразительных и угрюмых хрущевок.
7 декабря 1954 года Никита Хрущев выступил с речью «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении качества и снижении стоимости строительства». Этим он начал эпоху советского модернизма, которая продолжалась до 1985 года.
|
Начало
Все началось в декабре 1954 года, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что вся архитектура последних 20 лет — это преступная растрата средств и неоправданные излишества. Враз отменив таким образом сталинский ампир, генсек провозгласил архитектурную перестройку и поставил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево. Обозначил Никита Сергеевич и средства — типовое проектирование и индустриализации производства.
Новые здания должны были четко отвечать функции, а эстетическая составляющая интересовала Никиту Сергеевича меньше: он уклончиво замечал, что архитектура должна иметь привлекательный внешний вид, и как пример приводил современные постройки Запада. Хрущев призвал к простоте, лаконичности, правильным пропорциям, связи формы и назначения здания. История архитектуры при этом отменялась, и все декоративные элементы запрещались раз и навсегда, как в свое время у конструктивистов.
▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █
Основные признаки советского модернизма ➊ Функциональность ➋ Отсутствие архитектурного декора ➌ Отказ от исторических реминисценций ➍ Чистые геометрические формы ➎ Сложность композиции
|
Зодчие, которые привыкли строить в сталинском стиле, такого удара не ожидали и выступлением Хрущева были удивлены. Более того, опыт современной мировой архитектуры был в СССР неизвестен. Чтобы задать новый курс, пришлось организовывать массовые ознакомительные поездки.
Социальные и политические задачи советского модернизма 1) скорейшее решение жилищного вопроса 2) обеспечение доступности социальных услуг 3) выражение нового курса советской идеологии и отрицание сталинского наследия
|
Идеология совмода
Гагарин полетел в космос, культ личности Сталина был развенчан, а впереди ждал социализм с человеческим лицом — появившийся во время оттепели совмод воплощал веру в то, что все еще будет хорошо. Частью мечты стали и привезенные из заграничных поездок новые архитектурные формы, а с ними и ценности свободного мира. Демократичность проявлялась в открытости, прозрачности и легкости вскоре появившихся в СССР сооружений. Но вслух о новой идеологии все-таки не говорили, поэтому главным признавалось решение с помощью архитектуры социальных задач, а формальные вопросы отходили на второй план.
Типовое строительство
Строительство началось с конкурсов на типовые объекты: жилые дома, больницы, поликлиники, школы, кинотеатры и магазины. Все они делались из набора стандартных деталей, за счет этого можно было сэкономить время производства. Побеждать в соревнованиях стали молодые архитекторы, а ветераны недоумевали, как можно собирать здания как конструктор. Руководство на это замечало, что поэты обходятся и 32 буквами для создания своих произведений и проектировать нужно по такому же принципу. Пример оказался заразителен, и зодчие иногда оказывались даже экономнее литераторов — некоторые жилые здания строились всего из двух дюжин элементов. Тотальные ограничения и спешка породили новые эстетические идеалы, которыми стали скромность и простота строений. Особо приветствовалась правдивость зданий: Никита Сергеевич говорил, что швы на фасадах жилых домов нельзя считать некрасивыми, потому что они лишь свидетельствуют о честности архитектуры. |
Микрорайоны
Если раньше проектировщики могли хотя бы расставить постройки по собственному желанию, то теперь и это было строго регламентировано. Основным элементом города стал микрорайон, а главным при его планировании объявлялась доступность социальных услуг. Четкие формулы определяли взаимное расположение жилых зданий и общественных объектов в зависимости от времени перемещения между ними. Визуальная целостность больше не играла роли.
Индивидуальные проекты
Совмод проявился во всей красе в зданиях, построенных по индивидуальным проектам — тут архитекторы могли проявить свои творческие амбиции и обратиться к эстетике. Она проявила себя через пластичность, прозрачность, воздушность сооружений, их пространственную сложность, утонченность деталей, новизну и абстрактность образов. Первым проектом, который полно представил эти ценности, стал Дворец пионеров на Ленинских горах. |
Во Дворце пионеров соединились гармоничные пропорции, лаконичность форм, далеко вынесенные навесы, диагонали лестничных маршей и протяженное остекление, стирающее грань между ландшафтом и интерьером.
Архитекторы совмода часто работали с образами. Это видно на примере здания велотрека в Крылатском — формой оно напоминает парящую бабочку. Природные аллюзии есть и у Останкинской башни, которая походит одновременно и на перевернутую лилию, и на ракету на старте. |
Самым спорным начинанием эпохи стал Новый Арбат. Все в нем, от зданий до мельчайших деталей и рекламы, было подчинено идее воплощения духа нового времени. Проект примечателен четким ритмом построек, широкими плоскостями остекления и мозаикой, украшающей кинотеатр «Октябрь». 50–80-е годы вообще стали золотыми для монументального искусства, которое заменило запрещенный архитектурный декор. |
Совмод развивался по всему Союзу. Выдающимся примером стало здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси, его архитектор обыграл сложный рельеф и создал много полезной площади на крошечных опорах. Другой образец — здание санатория «Дружба» в Ялте, которое как будто составлено из огромных зубчатых шестерен. |
Ценность
Совмод породил несколько шедевров мирового уровня. Достоинства остальных его зданий открываются, если рассматривать их в контексте времени и учитывать путь, проделанный их создателями — от бесконечных обращений к античности во время сталинского ампира они пришли к чистой форме и функциональности. Архитекторы-модернисты были, как и все шестидесятники, идеалистами. Они боролись со стереотипами, неповоротливой бюрократической машиной и осознавали свою социальную миссию и политическую позицию, которая была для них превыше всего. Ведь, как заметил критик Владимир Белоголовский: «Архитектура начинается не с формы, а с гражданской позиции. Формой архитектура заканчивается». |