Парки, театры, библиотеки: как изменил Москву Капков
Парк Горького, в котором можно провести все выходные, театр, в котором не скучно подросткам, пешеходные улицы в центре столицы и бесплатный вход в музеи Москвы. «РБК Lifestyle» вспоминает, что изменилось в культурной жизни города, пока Сергей Капков занимал должность главы Департамента культуры. Позавчера стало известно об отставке Сергея Капкова, который почти четыре года возглавлял Департамент культуры города Москвы. Как заявлялось в официальном пресс-релизе, решение было принято обоюдно, а Собянин выразил Капкову благодарность за работу. О Капкове много говорили: он действительно возродил общественные пространства города, сделав все, чтобы москвичам было приятно в них находиться. В своих интервью он неоднократно заявлял, что культура — это то, от чего зависит мировоззрение следующих поколений. |
|
Первый раз о Сергее Капкове заговорили вне коридоров правительственных учреждений, когда в 2011 году его главной вотчиной стал парк Горького — на тот момент унылый ЦПКиО с советским душком, грязными лавочками и традиционными гуляньями на день ВДВ. Сергей Александрович вернул этой огромной территории титул главного парка страны, отменил платный вход, демонтировал полусгнившие аттракционы, избавил аллеи от сомнительных кафе, вернул ему исторический облик и атмосферу из фильма «Я шагаю по Москве». Сейчас в ЦПКиО приезжают туристы, внося его в программу must-see наравне с Кремлем и Третьяковкой, здесь проходят фестивали, занимаются йогой, играют с детьми, валяются на лежаках, ловя бесплатный и, что до сих пор необычно, стабильный Wi-Fi, а зимой катаются на громадном катке. Капков сделал из парка место, в котором москвичи захотели проводить выходные, и в августе того же 2011 года был назначен заместителем руководителя Департамента культуры города Москвы по всем парковым зонам столицы. После принятия должности он направил усилия на то, чтобы организовать совместную работу всех подразделений департамента и сделать из столичных зон отдыха полноценную часть культурной жизни Москвы. В городе в это время появились новые парковые «центры притяжения». В Саду имени Баумана создали игровой клуб, в котором все желающие стали играть в «Мафию», «Монополию», «Скребл» и другие многолетние хиты домашних вечеринок. В нем же, а также «Музеоне», парках «Красная Пресня», «Лианозовский» и «Кузьминках» летом стали стабильно показывать кино: от шведского артхауса до легенд советского кинематографа вроде «Покровских ворот». ВДНХ сменил руководство и взял курс на модернизацию пространства и привлечение посетителей, Крымскую набережную начали реконструировать и превратили хоть и не в шумный парк, но в место, где можно кататься на велосипедах и сидеть у воды. Иными словами, парковая жизнь Москвы очнулась от многолетней комы и буквально за пару лет стала частью жизни горожан. Реконструкцию и благоустройство провели в 15 парках и садах, еще в десятках просто убрались и поставили новые фонари и скамейки, а в период с 2011 по 2013 год посещаемость парков выросла в два раза: каждый год по 19 млн человек. По неофициальным данным, в 2014 году только «Музеон» посетило 37 млн человек. |
|
Сразу после того, как Капков возглавил свой департамент, он занялся кадровыми преобразованиями в системе московских театров. Тогда Олег Меньшиков был назначен художественным руководителем Театра им. Ермоловой, Григорий Папиш — директором Московского театра кукол, Кирилл Серебренников — художественным руководителем Театра им. Н. В. Гоголя, Ирина Апексимова — директором Театра Романа Виктюка, а на место Владимира Флейшера в Театре на Таганке пришла Ирина Апексимова. Это освежило подход к работе и репертуар, и театральная публика действительно стала больше и разнообразнее. Капков перекроил и финансирование театров, значительно урезав в бюджете Евгения Петросяна, Надежду Бабкину и других артистов и выселив из Зеленого театра — одной из крупнейших концертных площадок Москвы — Центр Стаса Намина. Капков занялся и другими проблемами: многие помещения были частично отремонтированы, а «Современник» вообще закрылся на полную реконструкцию. По славам самого бывшего главы Департамента культуры города Москвы, убыточным театрам было поручено пересмотреть репертуар и привлекать зрителей другими способами: например, мастер-классами и лекциями артистов. Все это подогрело и обновило театральную жизнь. Под патронажем Сергея Капкова Театр им. Гоголя не только ушел под опеку Серебренникова, но и стал одним из важнейших культурных центров столицы, преобразовавшись в «Гоголь-центр». Сейчас там дают спектакли не только по классическим пьесам, но и уделяют внимание современным авторам, ставят танцевальные представления, проводят выставки и кинопоказы, а во время фестиваля «Ночь в театре» (еще одной инициативы Капкова) мероприятия идут поздним вечером. Например, 26 марта в 9 вечера покажут двухсерийный фильм о режиссере Питере Бруке. «Гоголь-центр» — не единственное театральное пространство, которое стало похоже на место, куда захочет прийти современный подросток. В начале 2015 года после реконструкции открылся Электротеатр Станиславского. Теперь у «лобного места» театралов новая миссия: создание центра мировой режиссуры, объединение репертуарного театра и современной культурной площадки, синтез радикальных экспериментов молодых режиссеров, художников, хореографов и композиторов с классической театральной традицией. |
|
Одно из первых решений, принятых Капковым на новой должности руководителя Департамента культуры, стала отмена платы за входной билет в московские музеи в дни новогодних и рождественских каникул, а также в третье воскресенье каждого месяца. Кроме этого, Сергей Александрович подвел под единое расписание «Вечер в музее» — все основные выставочные центры и музейные комплексы стали работать до девяти каждый четверг. Эти нехитрые меры позволили увеличить аудиторию музеев до 6 млн в год (и это только москвичи) и привлечь в выставочные пространства людей, которые до этого не проявляли большого интереса к искусству. Пока Капков возглавлял Департамент культуры, музеи, так же как и театры, перекроили свои программы: строгие государственные музеи стали более интерактивными, в них начали проводить квесты, тематические мероприятия и мастер-классы, Музей Москвы возглавила Алина Сапрыкина и всего за год сделала из него по сути новое креативное пространство, оставив в центре внимания его основную функцию, а Музей Маяковского реконструировали (хоть и не без скандала). «Ночь музеев», которая стала традиционной во многих столицах мира, в Москве приобрела новые масштабы. В 2014 году в ней участвовали около 300 пространств и 200 волонтеров, на акции пришли 1,5 млн человек. Сам Капков на одном из открытий заметил, что считает акцию третьей по важности датой в году: после Дня Победы и Дня города. Сергей Александрович заметил, что ничто больше так не мобилизует руководство музеев и не вдохновляет горожан лишний раз сходить на выставку. |
|
Капков еще в 2013 году заметил, что тот формат библиотек, к которому мы привыкли, изжил себя: в течение всего года в библиотеках в ЦАО не оформили ни одного нового абонемента. Если все можно найти в интернете, значит, библиотеки нужно менять, чтобы вернуть в них читателя — именно таков был посыл. Сразу же после принятия полномочий главы департамента Капков замечал, что на вопрос нельзя закрывать глаза, а к библиотекам отношение должно быть особенное. На тот момент в городе действовало 440 библиотек, и почти половина из них находилась в ЦАО. Между тем Капков был уверен, что настало время уделять внимание тем читальным залам и библиотекам, которые работают на окраинах города: там и спрос другой, и посещаемость, и востребованность. По задумке Сергея Александровича, в библиотеках должен был заработать бесплатный Wi-Fi, новые компьютеры и зоны для обсуждения, а в Сети должен был появиться электронный каталог всех книг, которые находились в Москве, чтобы любое издание можно было локализировать моментально. Не все из этого было реализовано, но библиотека как явление и идея вклеилась в городские пространства: в парках появились небольшие «уголки», в которых можно бесплатно выбрать одну из нескольких сотен книг и почитать ее рядом на лавочке. Наконец, в 2012 году в Москве прошла первая «Библионочь» — фестиваль, идея которого не очень отличается от ночи в музее или парке: в первый раз 18 библиотек работали до утра и провели лекции и встречи с известными русскими писателями, а экскурсоводы показали посетителям, как работает книгоснабжение главных библиотек города. Особенно важно то, что акцию инициировали пользователи Facebook, и департамент решил эту идею поддержать. Теперь «Библионочь» проходит ежегодно. |
|
На теме общественных пространств набили оскомину многие городские СМИ: было понятно, что из них нужно было срочно делать живые, приятные места, из которых москвичам не хотелось бы разбегаться по домам. Департамент культуры разработал целый календарь мероприятий. Кроме превращения городских гуляний вроде Масленицы и Нового года в зрелищные, приятные и разнообразные в плане развлечений праздники, Капков занялся сезонными фестивалями — и придумывая новые вместе со своими коллегами, и давая дорогу волонтерам и активистам. Капков учредил первый зимний фестиваль «Лучший город зимы». Бывший глава Департамента культуры в своих интервью отмечал, что зима — ленивое время, которое отлично подходит для посещения театров, музеев и библиотек: пока на улице холодно, нужно пользоваться тем, что можно получить в теплых помещениях. Летом у фестиваля появилась новая версия: «Лучший город земли». Лето решили использовать по полной программе: каждые выходные в парках, музеях и театрах проходили выставки, концерты, локальные ярмарки. Оба фестиваля стали свободными от алкоголя, на них старались предоставить людям все нужные удобства: общественные туалеты и понятную, простую и доступную еду. Кроме этого, Капков давал дорогу всем желающим: в рамках «Лучшего города земли» проходили воркшопы, открытые семинары и кулинарные ярмарки.
|
|
Как и парковые пространства, пешеходные зоны стали общим местом в публичной полемике столицы: их стало больше, об их качестве (иногда весьма сомнительном) писали все, а урбанисты обратились к опыту иностранных коллег, чтобы разобраться, как сделать центр Москвы если не свободным от автомобилей, то хотя бы более приспособленным для пеших прогулок. Раньше единственной и известной пешеходной зоной столицы был Старый Арбат, полный сувенирных магазинов, художников-шаржистов и кафе. Сейчас пешеходная карта центра города не выглядит настолько уныло. Несмотря на проблемы с реализацией, первыми в одну пешеходную зону объединили Столешников переулок, улицу Кузнецкий Мост, Камергерский переулок и Рождественку. Пешеходные зоны до сих пор проектируют и обустраивают: там ставят информационные стенды, скамейки, урны и киоски с уличной едой. Планы у департамента были и остаются наполеоновскими: обещают закрыть для автомобилей улицы в районе метро «Менделеевская», Знаменку, Воздвиженку, Сретенку, улицы в Юго-Западном округе и некоторые другие. Список пространств, свободных от автомобилей становится все шире, хоть и не самыми быстрыми темпами. Кроме этого, под руководством Капкова обновили многие дворы жилых домов, а граффити из маргинального вида деятельности перенесли в более-менее легальный, украсив им некоторые брандмауэры и серые стены.
|
|