Впечатления, 22 мар 2014, 01:00

Мосгортранс возвращает трамваи в столицу

Московскому трамваю в этом году исполняется 115 лет. Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов рассказал, как сделать трамвай самым удобным наземным транспортом и туристической достопримечательностью.
Читать в полной версии
Фото: ИТРА-ТАСС; Мосгортранс

«Трамвай лет через двадцать исчезнет, как уже исчезла конка, — писал Набоков в «Путеводителе по Берлину». — Я уже чувствую в нем что-то отжившее, какую-то старомодную прелесть... и какой-нибудь берлинский чудак-писатель в двадцатых годах двадцать первого века, пожелав изобразить наше время, отыщет в музее былой техники столетний трамвайный вагон, желтый, аляповатый, с сиденьями, выгнутыми по-старинному...» Писатель ошибся: трамваи никуда не делись, просто стали более незаметными — и берлинский трамвай по сей день остается едва ли не самым удобным способом перемещения по городу.

В Москве ситуация другая: путей становится больше, однако трамваю предпочитают другие виды транспорта. «При правильной организации существующей сети трамвай мог бы перевозить в полтора-два раза больше пассажиров, — говорит генеральный директор «Мосгортранса» Евгений Михайлов. — Если сейчас им пользуются примерно 850-900 тыс. человек в день, то в потенциале можно выйти на цифру 1,5 млн».

Особый путь

Для того чтобы вернуть любовь горожан к трамваю, необходимо дать ему везде главную дорогу: сделать все для того, чтобы он стал привилегированным участником движения, по аналогии с автобусами, у которых есть свои выделенные полосы. В противном случае жители будут предпочитать другие виды транспорта. В частности, для обособления путей во второй половине этого года на некоторых дорогах появятся пластмассовые столбики, покрытые светоотражающей пленкой: они должны помешать автомобилистам заезжать на трамвайные пути и блокировать их.

Этого, естественно, недостаточно — необходима модернизация существующих путей и подвижного состава. По словам Михайлова, в этом году ведомство планирует отремонтировать 50-60 км путей, в следующем — 70-80 км. Появятся и новые маршруты — некоторые на месте старых. «В первую очередь мы планируем восстановить движение по улицам Трифоновская и Гиляровского, — говорит Евгений Михайлов. — Трамвай там ходил исторически, затем движение временно приостановили, чтобы проложить коммуникации, но так и не возобновили. Это востребованный маршрут, им пользовались порядка 40 тыс. человек в сутки». Кроме того, движение вновь появится на улице Школьной (сейчас оно перекрыто, и пространство используется как неконтролируемая стоянка), еще одна линия пройдет по Малой Почтовой улице и Госпитальному переулку в районе метро «Бауманская» — станцию вскоре закроют на реконструкцию, так что здесь требуется транспортное усиление. Еще один маршрут протянется от «Медведково» до района Северный.

Что касается подвижного состава, то в этом году в городе появятся новые трехсекционные трамваи польской компании Pesa. Они вмещают до 250 человек, относительно тихие и удобные, с низким полом, чтобы ими могли пользоваться и маломобильные граждане. Всего закупят 120 новых трамваев. Часть из них будет приписана к Краснопресненскому депо и ходить по маршруту №6 — от метро «Сокол» до Братцева. Еще часть — по маршруту №17 — Останкино — «Медведково». Турникетов в новых трамваях не будет — останутся только валидаторы билетов у дверей: для тридцатиметрового состава одного входа будет маловато. «Правда, есть одна проблема, — отмечает Михайлов. — Как только мы пытаемся отказаться от турникета, сразу же на 15-20% растет количество безбилетников. Штрафы, очевидно, должны быть более ощутимыми».

Музейный маршрут

Трамвай может быть не только городским средством передвижения, но и туристическим аттракционом. Что мешает запустить туристический маршрут в Москве, как в других европейских столицах? Например, восстановить первозданную кольцевую линию «А», прозванную в народе Аннушкой и проходившую в старые времена по Бульварному кольцу, или создать маршрут на основе уже существующего полотна?

«Идея интересная, — говорит Михайлов, — но по историческому маршруту должны ходить трамваи прошлой эпохи, а их лучше поберечь для следующих поколений. Музейный рейс есть, например, в Варшаве, но он ходит не постоянно, а только по определенным датам. Думаю, мы вместе с департаментом культуры обязательно придумаем подобный маршрут».

Пока же трамваи прошлых эпох можно будет посмотреть 12 апреля на параде по случаю 115-летнего юбилея с момента запуска первой конки — он пройдет на Чистопрудном бульваре. Там выстроятся неторопливые коломенские моторные (КМ), которые вышли на улицы в середине 1920-х, обаятельные чехословацкие «Татры» Т3, служившие в СССР почти три десятилетия. Но в новых моделях, которые также покажут на параде, нет ни грамма той старомодной прелести, о которой писал Набоков. Это транспорт, который ждет своего ренессанса, — он будет быстрым и бесшумным.

Егор Антощенко