Впечатления, 06 фев 2014, 01:00

Столичные власти признали, что в Москве невозможно ориентироваться

Город­ской департамент транспорта всерьез занялся проблемой навигации в Москве. Уже в феврале должен стать известен разработчик, который сделает столицу понятной и дружелюбной. Вот что планируется.
Читать в полной версии
Фото: getty Images/fotobank.ru

«РБК.Стиль» выяснил у экспертов, с какими трудностями могут столкнуться дизайнеры и как должны выглядеть новые знаки и указатели.

Согласно концепции департамента транспорта, в городе появится 40 видов указателей и информационных стел. В частности, стелы со схемой района и пересадок будут устанавливаться у выходов из станций метро, вокзалов и других транспортных узлов. На станциях метро — навесные указатели и стелы с линией метро, помогающие уточнить маршрут и спланировать пересадки. Выходы из метро в подземных переходах пронумеруют — это должно упростить поиск нужного выхода (помимо прочего горожанам проще будет договориться о встрече). В метро также появится напольная навигация: в этом году указатели планируют разместить на 49 станциях — в первую очередь на Кольцевой линии. Победителя конкурса должны определить в ближайшее время, а разработка системы напольной навигации должна закончиться в мае этого года.

Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства, в свою очередь, объявил электронный аукцион на разработку системы адресной навигации, сообщает ресурс М24.ru. Победителя объявят 17 февраля, максимальная цена контракта составит 2,53 млрд руб. Победитель обязуется изготовить образцы навигационных указателей, адресной навигации о местонахождении того или иного объекта, а также (и это одно из самых больных мест существующей навигации) разработать и согласовать сокращенные наименования учреждений, музеев и других объектов. Первые знаки должны появиться в центре города уже в следующие месяцы, а полностью заменить старые указатели планируется в 2018 году.

Несистемная оппозиция

Упорядочение бессистемных знаков и указателей — проблема отнюдь не новая, вплотную подступиться к ней городские власти собираются уже не первый год. «Основную проблему с уличной навигацией я вижу в отсутствии достаточного количества указателей, — считает директор проектов КБ «Стрелка» Вера Леонова. — При этом улицы города пестрят многообразием всего, что мешает их разглядеть и загромождает городской пейзаж: рекламные щиты, вывески магазинов, кондиционеры. Складывается впечатление, что уличное пространство никто не контролирует, каждый может повесить то, что захочет. Мы ежедневно страдаем от какофонии цветов, шрифтов, размеров, смыслов. В недавно опубликованном исследовании о Москве датского урбаниста Яна Гейла приводится фотография небольшого участка Садового кольца, где из 25 элементов уличного дизайна лишь два — указатели, еще пара — дорожные знаки, а все остальное — реклама».

«У нас в городе ориентируются в основном по косвенным признакам, — говорит дизайнер Илья Рудерман, который два года назад провел масштабное исследование системы городской навигации, — если раньше хотя бы были горящие таблички на каждом доме, то последние два-три года это не так. Представьте, что вы отправляете десять человек в незнакомый район — адрес они знают, но навигатором вы им пользоваться запрещаете, спрашивать прохожих — тоже. Примерно в таком положении находятся у нас туристы и другие люди, которые не владеют русским языком».

По словам г-на Рудермана, разработчики единой системы ориентирования столкнутся с рядом проблем. «Москва очень консервативный город, здесь сложно представить какие-то ультрасовременные указатели. Так что стилистически решение должно быть максимально нейтральным, но при этом иметь свое лицо».

Единый знаменатель

С другой стороны, устоявшейся традиции оформления указателей у нас тоже нет. «Наши навигационные знаки разные, они дезориентируют, порой содержат слишком много информации, которую невозможно разглядеть, — говорит Вера Леонова. — Даже кажущиеся на первый взгляд единообразными таблички с названиями улиц и номерами домов, позаимствованные у Парижа, на самом деле не унифицированы: используются разные шрифты, кегли, межбуквенные интервалы. А вот парижские уличные таблички — plaques de rue — пример постоянства и последовательности. Модель неизменна с 1847 года, регламентируется ширина, высота, цвет фона, букв и рамки, на каком расстоянии от земли они вывешиваются и прочее. Неудивительно, что эти таблички стали одним из символов французской столицы — наряду с Эйфелевой башней и входами в метро Эктора Гимара. Они повышают качество и привлекательность городского пространства».

Это касается также шрифтового дизайна и типографики. «Если Лондону повезло со шрифтом «Нью-Джонстон» (он выглядит очень по-британски), а Германии — со шрифтом «Дин», то у нас ничего подобного нет, — считает г-н Рудерман. — Вместе с тем создатель новой единой системы, на мой взгляд, просто обязан учесть особенности Москвы, в частности и типографику, которая нас окружала в течение десятилетий».

Поэтому, по мнению г-на Рудермана, создание единой навигационной системы стоило бы доверить не западным, а отечественным профессионалам. «Первая причина заключается в том, что даже если мы привлечем очень крутых специалистов из-за рубежа и получим дорогую систему, то не сможем ее потом поддерживать, — говорит он. — Во-вторых, несмотря на то что темпы развития нашего дизайна далеки от западных, если мы не будем пытаться решать подобные задачи сами, то так никогда этому и не научимся. Ну и в-третьих, меня пугает потеря «московскости» — едва ли приглашенный человек будет заинтересован в сохранении привычных для нас стилистических особенностей. Многие из них, например трафаретные надписи в трамваях, и делают город узнаваемым. Подобные вещи могли бы расходиться на сувениры — как магнитики или таблички с надписью Monmartre, которые мы с удовольствием покупаем, попадая в Париж».

Два года назад в финской столице появились интерактивные экраны, с помощью которых пользователи могут узнать не только свое местоположение или где находится ближайшая станция метро, но и менее тривиальные вещи — интенсивность движения на дорогах или культурные мероприятия в округе. Креативный директор компании-разработчика Nordkapp Сами Ниемеля рассказал об Urbanflow поподробнее.

«Все началось с того, что несколько лет назад в Хельсинки появилось около 20 интерактивных экранов, которые изначально использовались для рекламы, — нам показалось, что можно приспособить их для чего-то более полезного. Мы опросили ряд горожан в Хельсинки и Таллине, чтобы выяснить их потребности. Оказалось, что кроме навигации людям важно узнавать такую информацию, как интенсивность движения, уровень шума, где проходят дорожные работы. И по возможности культурные события рядом. Как и все устройства, которыми пользуется большое количество людей, экран должен быть надежным, но стоимость его при этом отнюдь не запредельная. Мы используем тач-скрин на основе инфракрасной решетки, так что экраны приспособлены и к холодам, другое дело, что перчатки зимой люди снимают неохотно. В будущем к этой системе можно будет подключиться и с помощью мобильных устройств. Эта технология, в общем, понятна: все, что вы видите на экране, попадает туда с web-сервера, и подключить к нему смартфоны не так сложно. Но пока нас интересуют экраны как новый элемент городской среды — мы продолжаем наблюдать за тем, как люди их используют и что для них является наиболее важным».

Егор Антощенко