Впечатления, 30 авг 2013, 10:00

Клоуны правосудия: чего ждать от фильма "Пипец-2"

В прокате - "Пипец-2", комикс о трудных подростках, об активной гражданской позиции, эмансипации, о слабоумии и об отваге.
Читать в полной версии

В обставленном под оперативный штаб складском помещении собирается группа граждан, возмущенных ростом уличной преступности в США. На каждом - маска и самодельный костюм. Полковник Америка - морпех с овчаркой; Доктор Гравитон - копирайтер с битой; Человек-Тля - очкарик с внешностью озверевшего Вуди Аллена; еще есть пара тихих женатиков, нимфоманка, толстяк и, наконец, Пипец - старшеклассник в зеленом трико, удачливый дурачок, который прочел слишком много комиксов и начал творить добро. На другом конце города кучкуются ряженые злодеи. Среди них выделяются Опухоль ("он маленький, и он любит убивать людей") и русская культуристка Мазараша, шрамированная, одноглазая, по-настоящему жуткая баба: она похожа на врио мэра Москвы Собянина и питается человечиной. Немного в сторонке и от добрых, и от злых держится девочка по прозвищу Убивашка. Фиолетовый парик, стальной характер, навыки ниндзя - вот она могла бы стать реальным супергероем. Но по ряду причин не хочет.

"Нет силы - нет и ответственности", - говорил в первом фильме Пипец, в очередной раз схватив тумака от физически крепких гопников. Примерно под этим же лозунгом снимался и фильм: на частные инвестиции по андеграундному комиксу о хилом амбициозном подростке, без оглядки на рейтинги и приличия; не фильм вышел, а большая фига блокбастерам. Пока типовой кинокомикс старается воодушевить и мотивировать зрителя на разные благие дела, "Пипец" констатирует: живи скромно, не лезь на рожон, иначе огребешь. И есть только одна причина поднять зад из кресла и сделать что-нибудь общественное и важное: "лайки" в соцсетях.

Программу по "лайкам" "Пипец" перевыполнил: собрал почти $100 млн в мировом прокате и даже вдохновил подражателей. Вскоре после премьеры картины в Челябинске появился народный Мститель, за ним потянулись Чернобыль, Партизан и другие санитары улиц. "Пипец-2" осознает и силу свою, и ответственность: "Если фильм заслужил сиквел, он должен стать круче!" Сценарий балансирует на знакомых по первой части фильма слонах: шутках над прозой героизма, секс-хулиганстве (есть и анальные шарики, и реплика "Трава взошла, пора топтать"), подтрунивании над культурой комиксов. При этом "Пипец-2" ощущает себя полновесным блокбастером и, как теперь это принято, концентрируется на самокопании персонажей. Пипец пускает слезу и кладет на полку клоунский желто-зеленый наряд. Убивашку, девочку-смерть, захлестывают гормоны, она подкатывает к парням и раз пятнадцать за фильм повторяет: "Мне уже пятнадцать".

В классической голливудской драматургии нет ничего зазорного, вот только "Пипец" набирал очки, находясь в оппозиции к мейнстриму. Первый фильм был по-хорошему возмутительной и слегка грустной историей о том, что сейчас не время для героев и что слабому мальчику надо не мышцы качать, а искать себе сильную подругу. "Пипец-2" вроде бы продолжает бунтовать: есть в нем фонтаны крови и рвоты, контекстный юмор и искрометный перевод (стук в дверь: "Кто?" - "Свидетели Иеговы!"). Но вот главный герой принимает позу: "Необязательно быть крутым, чтобы быть супергероем!" - и в тот же момент теряет "лайки". Убивашка заводит байк и уезжает в Нью-Йорк. Ей скучно.

Кирилл Алехин