Впечатления, 10 апр 2015, 12:30

«Русское бистро», «Теремок» и «Ростик’с»: пять историй русских фастфудов

Новость о том, что Никита Михалков и Андрей Кончаловский хотят создать национальную сеть фастфудов, стала для «РБК Lifestyle» поводом вспомнить пять показательных историй отечественных ресторанов быстрого питания.
Читать в полной версии
Фото: Итар-Тасс

Вчера стало известно, что Никита Михалков и Андрей Кончаловский хотят создать национальную сеть общественного питания под брендом «Едим дома!». Лицом этого предприятия с противоречивым названием может стать супруга Кончаловского, актриса, телеведущая и кулинар Юлия Высоцкая. По замыслу режиссеров, это будет сеть кафе-кулинарий, меню в которых будет на 30–40% состоять из локальных продуктов. Также режиссеры направили президенту России Владимиру Путину письмо, в котором просили оказать содействие в создании этого предприятия. Вчера же вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, на котором было решено, что проект будет финансироваться по программе поддержки малого и среднего предпринимательства по схеме 30 на 70. Треть начальной стоимости проекта должен будет найти инвестор, 70% (680,3 млн руб.) профинансирует банк под гарантии Агентства кредитных гарантий. В связи с этим мы вспомнили, как развивались или закрывались еще пять российских фастфудов.

 

 

«Русское бистро»


Ушедший на дно проект с мощной административной поддержкой

 

 

Сеть ресторанов была открыта в 1995 году по инициативе московского правительства в качестве альтернативы McDonald's. Первое заведение появилось на Тверской улице. В меню значились традиционные русские блюда: пирожки, кулебяки, пельмени, квас, сбитень и медовуха. Разные источники называют разные суммы, которые правительство Москвы вложило в этот проект. К примеру, по сведениям «Российской газеты» сумма инвестиций составляла $2,5 млн, а по данным «Бизнес-журнала» — $15,6 млн только за первые два года. Однако проект не стал успешным из-за непродуманной концепции и неправильного менеджмента. В 2000 году, по данным «Коммерсанта», у «Русского бистро» было 37 точек, а средняя проходимость одного ресторана составляла 350–400 человек в день (для сравнения, у McDonald's на тот момент этот показатель был равен 10 000 — 15 000 человек в день, а у «Ростик’c» — около 7000). В начале нулевых в меню была введена водка, что негативно повлияло на имидж «Русского бистро». В 2005 году долю в этом бизнесе хотела выкупить компания «Арпиком» (сеть стейк-хаусов Goodman, рыбные рестораны «Филимонова и Янкель»), однако сделка не состоялась. Сейчас сеть прекратила свое существование.

 

 

 

  «Ростик’с»


Русский ответ сети KFC, ею же впоследствии выкупленный

 

 

Первый ресторан сети «Ростик’c» был открыт в Москве в 1993 году в ГУМе компанией «Росинтер», входившей в корпорацию «Ростик Групп». Концепция была позаимствована у знаменитого американского фастфуда KFC — бургеры и сэндвичи с мясом птицы, картофель фри и газированные напитки. В 1996 году был открыт первый «Ростик’с» в Омске, а еще через два года в Москве начали открываться аналогичные заведения по франшизе. К 2003 году в России функционировало около 40 ресторанов. В 2005 году «Росинтер» и международная ресторанная компания Yum! Brands, управляющая сетью KFC, заключили соглашение о стратегическом партнерстве, в результате которого возник новый бренд «Ростик’с-KFC». В 2010 году Yum! Brands выкупила долю «Ростик Групп» в этом бизнесе и переименовала сеть в KFC.

 

 

 

 

 «Теремок»


Главный российский конкурент Subway и McDonald's

 

 

Сеть блинных «Теремок» — удачный пример того, как может быть реализована идея национальной сети быстрого питания. В 1998 году во время путешествия в Европу предприниматель Михаил Гончаров увидел, какой популярностью пользуются в Париже и Лондоне блинные. После чего у Гончарова возникла идея создать фастфуд с блинами с разными начинками. В 1999 году в Москве в районе станции метро «Аэропорт» был открыт первый киоск «Теремок», а затем сеть начала разрастаться. В «Теремке» делали ставку на качество еды: отказались от усилителей вкуса, заменив их натуральными приправами, и впервые на рынке фастфуда разработали технологию варения супов  — до этого в ресторанах быстрого питания использовали супы из пакетиков. Сейчас рестораны «Теремок» открыты не только в Москве и Петербурге, но и в Краснодаре, Сургуте и Тюмени. Всего сеть насчитывает более 240 точек и входит в топ-5 крупнейших операторов сетей быстрого обслуживания в России наряду с Subway, McDonald's, Burger King и «Крошка-картошка».

 

 

 

 

«Крошка-картошка»


Еще один успешный российский фастфуд-гигант

 

 

В 1998 году предприниматели Андрей Конончук и Виталий Науменко открыли в Москве первое автокафе «Крошка-картошка». Основным блюдом этого заведения был близкий сердцу и желудку всякого россиянина печеный картофель с различными наполнителями. В 2001 году начали работать франчайзинговые заведения сети, а в 2003 году появились первые стационарные кафе. Сейчас «Крошка-картошка» входит в пятерку крупнейших операторов сетей фастфуда в России. Заведения «Крошки-картошки» работают в Сургуте, Тюмени, Екатеринбурге, Краснодаре и некоторых других городах России, а всего она насчитывает более 300 точек.

 

 

 

 

«Робин Сдобин»


Долгоиграющий местечковый проект

 

 

Первое кафе быстрого обслуживания «Робин Сдобин», предлагающее посетителям сэндвичи, выпечку и кофе, открылось в Воронеже в 2000 году. Уже через год появилась сеть заведений с аналогичным названием. К 2012 году бренд обзавелся 150 уличными точками с фастфудом, 4 точками в фуд-кортах и 4 стационарными кафе. В меню «Робина Сдобина» значатся выпечка, бургеры, салаты и супы. В 2012 году чистая прибыль компании, которая также производит и продает готовые продукты питания, составила 1,4 млн руб. В 2013 году заведения сети открылись в Тамбове и Борисоглебске, а еще через год стало известно о планах компании выйти на рынок Южного федерального округа.

Как показывают четыре из этих пяти историй, сеть национального фастфуда может оказаться вполне успешным проектом при внятной концепции и правильной стратегии развития. Андрей Кончаловский заявил вчера информационному агентству ТАСС, что они с Никитой Михалковым хотят попробовать создать сеть хорошей честной доступной еды. Что ж, начинавшееся как альтернатива McDonald's «Русское бистро» также было сетью хорошей честной еды, к тому же с огромной поддержкой со стороны властей.