Впечатления, 02 сен 2015, 16:14

«Музей становится популярным местом наравне с торговым центром и кинотеатром»

За последние два года Музей Москвы превратился в одну из ключевых городских культурных площадок. «РБК Стиль» поговорил с Алиной Сапрыкиной о решении его возглавить, выдворении мойки из двора Провиантских складов и о том, должен ли музей приносить прибыль.
Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба Музея Москвы

До Музея Москвы вы работали в частных культурных институциях — Artrplay, «Гараже». Почему в 2013 году решили прийти в государственный музей?

Сделать достойный музей, посвященный Москве — это место для настоящего подвига. Предложение было неожиданным, но я сразу согласилась. Когда пришла на работу, то увидела довольно печальное зрелище. Во дворе была парковка, мойка, ворота со стороны Зубовского бульвара наглухо закрыты. Музей со всей своей коллекцией переезжал в здания Провиантских складов несколько лет, с 2008 по 2011 год. А до этого эта территория долго была режимной. Здесь размещались армейские складские помещения, потом находились гаражи Генштаба. Это вообще было такое белое пятно на карте Москвы, все привыкли проходить мимо этих зданий, потому что никто не знал, что в них. Мы разработали проект реставрации, и музей начал кусочками ремонтироваться и параллельно развиваться. Стали делать более качественные выставки, открыли лекторий, кинотеатр, два кафе, сувенирный магазин, детские мастерские, стала активно использоваться летняя площадка во дворе, где сейчас проходят мероприятия, начиная от концертов и кинопоказов под открытым небом и заканчивая блошиным рынком.

 

 

 

Музей сейчас старается рассказывать не только о прошлом города, но и о его настоящем. Но как получилось, что у Музея Москвы нет постоянной экспозиции, посвященной городу?

Она была, правда, сделанная более 20 лет назад. С тех пор музейные технологии продвинулись далеко вперед, а запросы аудитории изменились. Поэтому, когда музей переехал, полностью экспозицию он не перевез, но привез ее часть. «Древняя и средневековая Москва», которую можно увидеть у нас сейчас, это остатки той экспозиции. Ее забавно смотреть уже как артефакт, это такой законсервированный музей в музее. То, как выглядел Музей истории Москвы раньше. Сейчас мы работаем над новой экспозицией, она должна показать Москву с момента ее возникновения до здесь и сейчас. Надеемся успеть к юбилею Москвы в 2017 году. По этой экспозиции дети смогут изучать историю родного города и учиться понимать сегодняшнюю Москву. А туристы получат информацию о месте, куда они приехали, в концентрированном виде.

 

 

Первое, что приходит в голову, созвучное Москве сегодняшней, это пробки, разрушение домов, поиски места для памятника Владимиру. Музей может, несмотря на то, что является структурой бюджетной, затрагивать острые и спорные темы?

Может, нас никто не ограничивает. Но нам важнее не высказывать собственное мнение по каждому поводу, а стать местом коммуникации и диалога. Чтобы к нам приходили и городские власти, и городские активисты, и просто горожане — вся прогрессивная общественность. Городские музеи во всем мире как раз развиваются в сторону площадок социальных и коммуникационных, сейчас такие модели самые успешные. И в этом отношении Музей Москвы — колоссальный городской ресурс.

 

 

В ближайшие дни Музей Москвы будет принимать конференцию САМОС, так что диалог будет выстраиваться между городскими музеями со всего мира. Есть какие-то городские культурные институции, на которые вы хотели бы равняться?

Городские музеи все очень разные. Муниципальные, частные, созданные фондами или отдельными людьми. Есть совсем молодые, а есть и старинные, как наш. Музей Москвы возник 120 лет назад и был сначала музеем городского коммунального хозяйства. В 1896 году Москва повезла свою экспозицию, посвященную городскому обустройству, в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку. И этот стенд был настолько впечатляющим, что московские власти приняли решение открыть музей. Потом город рос, менялся. И музей развивался, «отзеркаливал» все перемены. Был то музеем коммунального хозяйства, то реконструкции и развития, то истории города. И вот, наконец, стал Музеем Москвы и переехал в Провиантские склады с огромным багажом. Это и книги, и документы, и карты города, живопись, скульптура, городская реклама, одежда, пластинки, фотографии и даже 27 старинных автомобилей. Сейчас в Музее Москвы можно воссоздать реконструкцию любой темы жизни столицы. Так, в будущем году мы хотели бы восстановить в натуральном масштабе коммунальную квартиру со всеми ее элементами. Забавно будет для тех, кто уже этот период не застал.

 

 

Мы, конечно, ориентируемся на лучшие образцы городских музеев мира. Поэтому на 10-й международной конференции CAMOC (а это очень почетно, что Союз музеев городов мира выбрал нас в качестве места ее проведения в юбилейный год), нам бы хотелось задать вопросы и Музею Лондона, и Музею Шанхая, и Музею Нью-Йорка. Как они развиваются, какие темы для них важны, как устроена их внутренняя работа и как они взаимодействуют с посетителями. При этом наша задача — создавать музей, идентичный Москве, который был бы созвучен ей, и здесь надо идти не по какому-то чужому пути, а основываться на жизни нашего мегаполиса и его специфике.

 

 

Когда вы приезжаете в какой-нибудь новый город, первым делом идете в местный городской музей?

Сейчас да (смеется).

 

 

А есть среди них любимый?

Мне нравится Музей Парижа, хотя он немного хаотичный и такой, знаете, в стиле ретро, что ли. Нравится Музей Лондона. Сейчас многие говорят об успехе Музея Сингапура — он интересный, мультимедийный.

 

 

Этим летом во дворе Музея Москвы почти каждые выходные проходил то блошиный рынок, то маркет еды. Я думала, что музей зарабатывает на этом. И удивилась, узнав об обратном.

Цель зарабатывать при помощи этих мероприятий перед нами не стоит. А вот привлечь аудиторию — да. Блошиный рынок вообще неожиданно стал настоящим хитом. Люди приносят свои старые вещи, могут часами рассказывать истории о них. Кстати, и в сам музей несут уникальные старинные предметы. У нас работает фондовая комиссия, которая смотрит на них с точки зрения нашей коллекции: эксперты оценивают и голосуют за каждую вещь. Коллекция музея на протяжении десятков лет пополнялась за счет даров горожан — как известных фамилий, так и простых людей.

 

 

 

Перед Музеем Москвы вообще стоит задача заработать, и, если да, за счет чего вы ее реализуете?

Мы ищем партнеров и спонсоров. Как на определенные выставки, так и стратегически. Музей — это государственное учреждение, которое должно окупать определенную часть своих затрат. Поскольку основные деньги нам приносят выставки и экскурсионные программы, соответственно, чем популярнее наш музей, чем больше людей знают о нем и приходят, тем больше мы получаем по кассе от билетов, тем больше экскурсий нам удается продавать. Кроме этого, при музее работают кафе, студии, сувенирный магазин. Это тоже приносит свою прибыль.

 

 

К вопросу о сувенирном магазине. На Западе музейным магазинам уделяют намного большее внимание, чем у нас. На ваш взгляд, нужно ли музеям работать в этом направлении? Или это далеко не самое главное?

Я считаю, что это очень важно. Инфраструктура, которую создает музей, — это показатель качества жизни, это уважение к аудитории, ее определенному уровню запросов. В случае с москвичами он сегодня довольно высок, а в случае с туристами — зачастую еще выше. К нам приходят люди, которые хотят купить что-то особенное с московской символикой или по истории города. Поэтому мы ищем самые интересные книги, старые альбомы о Москве, и сами выпускаем тоже. В 2013 году наш сувенирный магазин ограничивался стареньким киоском, в котором после закрытия продавщица накрывала все товары листами бумаги. Очень много пришлось изменить и очень многое еще предстоит, ведь это довольно амбициозная задача. Зато теперь в нашей сувенирной лавке можно найти и детские раскраски о Москве, и подарки от московских молодых художников с символикой города, и дизайнерские украшения, и еще много чего интересного.

 

 

 

Сколько стоит билет в Музей Москвы?

200 рублей взрослый и 100 — льготный. Это на одну выставку, но есть и комплексный, сразу на все: с ним можно посмотреть 4-5 выставок, а стоит он 400 рублей. 

 

 

Вы как-то отстаивали эту цену? Потому что в других московских музеях стоимость билетов выше. И есть те, для кого цена довольно ощутима, а музей все-таки должен быть доступен для всех социальных групп.

Стоимость билетов — это наш внутренний вопрос, мы рассчитали оптимальную цену, исходя из посещаемости и наших возможностей. Меня всегда поражало, что в некоторых музеях есть разная цена для россиян и для туристов. Благо, это уже уходит в прошлое, но это очень некорректно. 

 

 

В будущем году Музей Москвы будет праздновать круглую дату — 120-летие. Что особенного планируете?

Будет серия выставочных мероприятий, форум и издание каталога. Важнейшая часть программы — это выставка под названием «Азбука музея», она покажет всю нашу коллекцию, а это миллион единиц хранения. Коллекция музея никогда в полном объеме не показывалась и не представлялась как-нибудь необычно, интересно. Мы хотим развернуть ее в большом пространстве, как лабиринт, как путешествие, которое отразит историю нашего музея за эти 120 лет, а через нее и историю города.

 

 

 

Все это в следующем году. А ближайшее масштабное мероприятие — празднование Дня города…

Музей Москвы откроет свой трехдневный фестиваль в честь Дня города в пятницу, 4 сентября, двумя новыми прекрасными выставками о Москве и концертами: сначала военного оркестра той самой автомобильной базы Генштаба, которая находилась в Провиантских складах до нас, а потом выступлением легендарной московской группы «Квартал». Выставка «Москва. Строим счастье» — это самые красивые фотографии города и горожан за те 70 лет, что прошли с окончания войны. Второй проект — «Сергей Челноков. Открытие коллекции». Челноков — фотограф, который жил на рубеже XIX и XX веков. Коллекция его снимков была обнаружена недавно — это репортажная съемка Москвы, она будет показана впервые. Вход на все выставки три дня будет бесплатный. 5 и 6 сентября мы совершим «путешествие во времени» — будем рассказывать историю Москвы XX века через разные форматы: музыку, поэзию, кино. С детьми будем строить маленький идеальный музей города. А закончится все показом во дворе Провиантских складов старого черно-белого немного фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» под специально написанную Сергеем Летовым музыку.

 

 

 

 

В начале нашей беседы вы назвали музей колоссальным городским ресурсом. А город им дорожит?

Да, и это чувствуют и сами москвичи. К музеям сегодня особое внимание, они востребованы, увеличивается их значимость и посещаемость. Из запыленных пространств с неразговорчивыми смотрителями и экскурсоводами, которые вещают тоном учительницы младших классов, музеи превращаются в совсем другие пространства. В последние год-полтора вообще пошла мода на музеи, они становятся популярным местом наравне с торговыми центрами и кинотеатрами. Это свидетельствует о том, что культурный досуг начинает играть важную роль. Понятно, что на первом месте у всех нас безопасность, продукты, жилье, здоровье, транспорт. Но когда эти потребности качественно удовлетворены, возникает запрос на культуру. Так что успех музеев — это закономерная фаза при успехе и высоких показателях городской жизни в целом.