Впечатления, 15 апр 2015, 18:28

«Мы не должны снижать цены, ведь мы уважаем труд своих мастеров»

Пьер Райнеро о высокой стоимости швейцарского франка, проблеме богатых архивов и будущем часовой индустрии
Читать в полной версии
Фото: Пресс-материалы

Cartier — очень большой бренд. Как бы вы описали стиль марки?

Поймите, не существует Библии Cartier или свода стилистических правил. К счастью, у основателей бренда было видение и понимание стиля Cartier. Но они осознавали, что он должен развиваться, что люди должны узнавать часы Cartier, несмотря на то что со временем их облик меняется. Cartier всегда выпускал предметы, с которыми хочется жить и не расставаться. Этим и объясняется их актуальность. Поэтому определяя стиль Cartier, я бы провел параллель с живым человеческим языком, в котором есть словарь (слова - это наши часы, украшения, аксессуары) и грамматика (эстетические коды и принципы). В язык приходят новые слова, а Cartier создает новые коллекции. Архаичный язык – это наши архивы.

 

Богатые архивы Cartier помогают в работе или мешают ей?

Богатое прошлое служит примером возможностей, которые перед нами открываются. Но и это усложняет понимание марки. Ведь даже в ювелирном деле Cartier известен фигуративными украшениями и геометрическими мотивами, черно-белыми контрастами и красочным стилем тутти-фрутти, неоклассикой и китайскими мотивами. Стиль выражается в большом количестве разнообразных творческих техник, часто противоположной эстетики. Я вспоминаю интервью одного членов ювелирной фамилии Жака Картье. Ему задали вопрос: «Почему вы делаете столько разных вещей: настольные предметы, вещи из кожи, украшения для королей?» Он ответил: «Мы себя не ограничиваем. Просто любой предмет, будь то визитница, или сумка, или роскошное колье, должен соответствовать высоким критериям качества исполнения, стиля и элегантности».

 

Браслет Nymphea

 

Марка представила новую коллекцию Clé de Cartier. Что в ней традиционное, а что новое?

Новый, конечно, корпус часов Clé de Cartier, представляющий собой объемный вытянутый изгиб, и необычная продолговатая заводная коронка-ключ с прямоугольным сапфировым кабошоном. А вот чувство пропорций и объема принадлежит стилю марки, нашей грамматике. Да и сама идея поиска новой формы – неотъемлемая часть нашей философии. За свою историю дом Cartier придумал немало новых корпусов: квадратные Santos, прямоугольные Tank, «бочонок» Tortu. Нам кажется, что новые часы Clé de Cartier вполне укладываются в нашу картину мира и соответствует нашему чувству гармонии.

Clé de Cartier

 

Какая техника стала самой сложной среди высоких часовых творений?

Две старинные кропотливые техники работы с золотом – филигранная нить и специальная инкрустация дамаскинаж, которые никто до этого не использовал в часовом деле. Они помогли нам создать новый образ пантеры. Но прежде чем обратиться к новому художественному методу, мы всегда задаемся вопросом: насколько та или иная техника соответствует эстетике нашей марки, будет ли исполненная в ней вещь красива и элегантна.

 

Ronde Louis Cartier XL

 

Rotonde de Cartier

 

Вы пришли работать в Cartier 30 лет назад. Каким был дом в ту эпоху?

Компания была значительно меньше, в ней работало совсем немного людей, некоторых из них я знал лично. А сегодня у нас 300 магазинов по всему миру — не сравнить с тем, что было 30 лет назад. Да и мир был совсем другим. Индустрия роскоши работала лишь для небольшой части планеты, и Россия с Китаем в нее не входили. Сегодня изменился спрос. Выросли наши технические возможности: теперь мы сами разрабатываем часовые механизмы на нашей мануфактуре.

 

Что сегодня мешает часовой индустрии двигаться вперед быстрее?

Конечно, все говорят о высокой конкуренции, об «умных» часах со встроенными трекерами, о высокой стоимости швейцарского франка. Сразу хочу сказать, что любое явление со знаком плюс или минус расширяет наш опыт, учит нас чему-то новому. Высокий франк затронул всю часовую индустрию, зашел в каждый часовой дом. Безусловно, Cartier – большой бренд, и не только часовой: он имеет производство и за пределами Швейцарии, например, ювелирные ателье. Но по большому счету трудно всем. Однако я убежден, что этот кризис обязательно покажет, до какой степени рукотворные предметы, которые мы делаем, важны для людей, насколько много или мало они значат для покупателей. Повышение франка – реальность рынка, значит наши часы будут продаваться именно по такой высокой цене. В этом сейчас правда вещей, и надо принимать эти условия. Марка не должна снижать цены: мы же уважаем себя и труд наших ремесленников, и потраченное ими время. Сегодня оно стоит дороже, чем несколько месяцев назад. Не нужно забывать, что в продукции роскоши есть добавочная стоимость на творчество — это креативная составляющая. Уверен, что подлинное часовое искусство, где требуется ручной труд, имеет непреходящую ценность. И чем больше появляется технических изобретений и технологических разработок, цель которых — упростить вещи, тем больше ценится настоящее ремесло.

Rotonde de Cartier Grande Complication Skeleton