Впечатления, 12 сен 2014, 01:00

«Я был недостаточно умен. Использовал лишь 8% своего мозга»

Французский режиссер и продюсер приехал в Москву лично представить публике свой новый фильм «Люси». За картиной уже тянется шлейф одного из немногих успешных блокбастеров этого сезона и молва о том, что 55-летний Бессон пережил творческое перерождение.
Читать в полной версии
Фото: Итар-Тасс

«Люси» — по сути блокбастер о напряженной работе мозга, а эти две вещи как-то редко идут рука об руку.

Любой художник должен ставить себе цель удивлять. Поймите, я здесь вовсе не для того, чтобы снова и снова подсовывать вам одно и то же дерьмо. Иначе я бы представлял вам пятую часть «Голубой бездны» или двенадцатую серии «Никиты». Моя цель — открывать новые двери, снимать фильмы, которые люди захотят посмотреть вне зависимости от того, уважают они меня или я им не нравлюсь. Я снимал фильм «Ангел-А» в черно-белом цвете на французском языке. Я снимал про Артура и минипутов для детей. Теперь вот снял «Люси». И кроме того, мне уже не 20 лет. Я по-другому воспринимаю фильмы. Мне не очень интересно снимать обычные боевики. Я лучше отдам такой проект какому-нибудь другому режиссеру. А снимая «Люси», я прямо распалился. Он действительно занятный, и в то же время мы можем немного поговорить о философии и жизни.

Вы вынашивали этот проект на протяжении десяти лет. Почему вы не сняли его тогда, десять лет назад?

Я был недостаточно умен. Использовал лишь 8% своего мозга (смеется). Просто это такая тема, которую можно сделать хорошо и серьезно, и не хотелось сплоховать. Я не спешил. И пару лет я потратил только на беседы с профессорами, чтобы войти в предмет, чтобы разобраться, как устроен интеллект и мозг. Не хотелось выглядеть глупо. В фильме очень многое правда. Не все, конечно — это ведь кино. Но тот факт, что каждая клетка отсылает тысячу сообщений в секунду — это абсолютная правда. И то, что перед каждой клеткой в какой-то момент стоит выбор — воспроизводиться или стать бессмертной — это тоже правда.

Из фильма не до конца понятно, хорошо или плохо использовать мозг на 100%.

Плохо. Посмотрев «Люси», ты радуешься, что ты — человек, что можешь совершать ошибки, иногда глупить. Но в то же время мы можем веселиться, мы изобрели пару неплохих штуковин. Мы бываем щедрыми... иногда. Мы — люди, понимаете? Радоваться, что ты не похож на Люси, — это правильно.

Когда вы почувствовали, что на роль Люси идеально подходит Скарлетт Йоханссон?

Мы встретились, и после первой же встречи у меня было хорошее чувство. Это всегда непростой процесс, потому что приходится с этим человеком проводить восемь месяцев. И на первой встрече всегда думаешь: смогу ли я провести восемь месяцев с этой девушкой? (смеется) И с ее стороны было то же самое. У нее в голове наверняка крутилось много вопросов. Открыт ли он? Можно ли с ним говорить? Упрямый ли? На первой встрече она задавала массу вопросов о фильме, была очень профессиональной, нацеленной на работу. Мне в ней это понравилось.

А другие претендентки были?

Да, я смотрел пару других актрис. Но со Скарлетт было лучше всех.

Вы уже заявили, что не планируете снимать сиквел «Люси».

Нет, не так. Я говорил, что не знаю, как снять сиквел «Люси».

И я о том же. Совершенно непонятно, что в этом сиквеле может произойти.

Пока что я тоже этого не понимаю. Возможно, если придет в голову какая-то мысль. Знаете... когда я один, я просыпаюсь рано утром, беру ручку и пишу всякие истории, не думая о каких-то целях или достижениях. Я просто придумываю персонажей. Когда история готова, я читаю ее некоторым друзьям. И если первые несколько человек, выслушав ее, делают так (большой палец вниз), то я думаю: ну ладно, может, это не очень интересно, и откладываю. И пишу что-то другое. А иногда все показывают вот так (большой палец вверх) и говорят: «Бог ты мой, как круто». И тогда я продолжаю писать. К примеру, вы сидите с друзьями за столом, пытаетесь шутить, а никто не смеется. На следующей неделе вы будете пытаться рассказать тот же анекдот? Нет, вы попробуете рассказать другой. Тут, в принципе, процесс похож.

В свое время вы сказали, что снимете только десять фильмов. «Люси» — ваш восемнадцатый, кажется.

Я говорил абсолютно искренне. Я думал, что устану, если сниму больше.

«Люси» совсем непохожа на фильм уставшего человека.

Я немного притормозил в последние три года. Поднабрался энергии. Я сейчас нахожусь на той стадии, когда, если мне нечего сказать или мне не кажется это важным, я просто не открываю рта. Когда я был молод, мне нужно было заявить о себе. Доказать, что я существую. Снимать фильмы. Но сейчас я уже достаточно сделал. Если я снимаю фильм, то только потому, что я хочу. И чувствую, что могу что-то предоставить. Если нет — то сижу дома. Сейчас все несколько по-другому. Для вас, да и для всех остальных так будет лучше. Если уж я что-нибудь сниму — то вам будет что поесть (заливисто смеется).


Беседовал Илья Миллер