Впечатления, 31 июл 2014, 01:00

«Для коллекционеров на первом месте 
страсть, а не прибыль»

Однажды топ-менеджер Лутц Бетге получил в подарок ко дню рождения ручку Montblanc Meisterstück. Вскоре, в 1990 году, его пригласили на работу в Montblanc.
Читать в полной версии
Фото: Пресс-материалы

С тех пор господин Бетге занимает различные ключевые посты в этой компании. Сейчас он — глава культурного фонда Montblanc International и знает все о том, как современный бизнес взаимодействует с арт-пространством.

Как вы относитесь к искусству — будь то современное искусство или классическое?

Я больше связан с современным искусством. Я люблю старых мастеров, их работы фантастические. Но тут есть одна проблема. Может быть, я необычный коллекционер: я люблю классическое искусство, но я не готов, что называется, жить с ним под одной крышей. В своем личном пространстве я предпочитаю современную, актуальную среду — и это же относится к арт-объектам. Современное искусство как-то легче, что ли, оно меня вдохновляет. Конечно, настоящие коллекционеры были бы удивлены такими рассуждениями, но для меня существует большая разница между тем, что меня интересует, восхищает в музее, и тем, что я хочу видеть у себя дома каждый день. Но я много лет собираю китайский антиквариат. Там как раз можно говорить о классике — этим объектам от тысячи до двух тысяч лет. Японские древности также очень хороши.

И какие современные художники вам нравятся?

Я не хочу называть имен, чтобы никого не обидеть. У нас в Montblanc уже собралась большая коллекция, около 180 предметов, которые созданы современными художниками разных стран мира и вдохновлены логотипом нашей компании. Произведения искусства размещены в наших офисах, бутиках и на фабриках. Эти работы отбирает профессиональное жюри, экспертный совет Montblanc. Арт-объекты вдохновляют наших сотрудников, где бы они ни работали — в отдельном кабинете или непосредственно на производстве. Но особенно важно вдохновение для наших artisans, то есть работников творческих, мастеров прикладного искусства.

Насколько актуально сейчас рассматривать коллекционирование как форму инвестиций?

Для большинства коллекционеров на первом месте страсть, а не прибыль. Сначала любовь, а потом уже вложение. Поэтому арт-рынок растет, несмотря на кризис. Был небольшой спад в конце 2008 — начале 2009 года, и тут же он снова пошел вверх. Скажем, в 2009 сразу после кризиса с аукциона Christie's в Нью-Йорке ушло двух- или трехтонное стальное пасхальное яйцо с розовыми деталями от Джеффа Кунса. За эту вещь дали то ли пять, то ли шесть миллионов долларов. Это в кризис. Можете себе представить? Так что кто-то, может, и скупает искусство ради инвестиций, но большинство настоящих коллекционеров просто его любят. Если спросить тех коллекционеров-меценатов, которых мы в Montblanc награждаем премией Montblanc de la Culture Arts Patronage Award, о том, как они начинали, все отвечают примерно так: «Я увидел работы этого художника, влюбился в них, и с этого все и пошло». Кто-то из коллекционеров влюбляется в картины своих знакомых, молодых неизвестных авторов, покупает их, рассказывает о них миру, и художник становится известен. Так создаются имена. А небольшое собрание любимых арт-объектов превращается в солидное собрание.

Помните ли вы первое произведение искусства, которое вы приобрели для своей коллекции?

Это была очень небольшая вещь, работа немецкого художника Фолькера Кюнера. Много лет назад мы с моей будущей женой купили ее, когда были вместе в отпуске. Это стало хорошей традицией — с тех пор мы всегда на отдыхе покупаем что-то для коллекции. И конечно та, первая вещь с почетом хранится у нас в доме.

Вы нередко бываете в России, недавно посетили арт-проект Manifesta 10 в петербургском Эрмитаже. Каковы ваши впечатления?

Мне очень понравилось. Интересные работы Тимура Новикова, в частности арт-объекты из текстиля. Другие объекты российских художников тоже очень хороши, хотя порой несколько провокационны. Но более всего на Manifesta 10 меня поразили четыре комнаты Матисса. Я еще нигде в мире, кроме музея Матисса в Ницце, не видел столько полотен Матисса одновременно.

В прошлом году Montblanc участвовал в реставрации «Чесменской чернильницы» из собрания Эрмитажа, в этом году возрожденный предмет вернулся в экспозицию. А с какими еще музеями вы работаете?

Музей современного искусства в Гамбурге. Это взаимовыгодное сотрудничество: каждые два года с помощью экспертов музея мы выбираем работу, которая будет передана в дар последнему. При этом первые два года после приобретения этот арт-объект украшает нашу небольшую галерею в офисе Montblanc и уже потом передается музею. Таким образом, в нашей галерее всегда есть интересные произведения, выбранные лучшими специалистами в области современного искусства.


Беседовала 
Вероника Гудкова