Впечатления, 25 мая 2014, 01:00

«Жизнь всегда доставалась 
женщине 
тяжелее, 
чем мужчине»

Томми Ли Джонс показал в Каннах свой новый фильм «Местный» и рассказал «РБК.Стиль» кое-что о съемках, ковбоях и слабом поле.
Читать в полной версии
Фото: getty Images/fotobank.ru

Этот актер не нуждается в представлении. На большом экране он известен ролями прямолинейных и рассудительных шерифов, агентов и следователей, которые знают свое дело и вершат правосудие без лишних слов. Несколько лет назад Томми Ли Джонс успешно дебютировал как режиссер. В этом году американец привез на 67‑й Международный Каннский кинофестиваль свой второй фильм — «Местный» — драму про времена Дикого Запада. Для разнообразия в нем речь идет о женщинах.

После вашего режиссерского дебюта прошло девять лет. Чем вызвана долгая пауза?

Режиссерская работа во многом связана с процессом ожидания. Сначала ждешь хорошего сценария, потом — финансирования. И то и другое может длиться десятилетиями.

Как вы определяете, хороший ли сценарий?

Этим занимается мой продюсер (Майкл Фитцджеральд). Он работал со мной над «Тремя могилами», он же порекомендовал роман Глендона Свортаута, который ему, в свою очередь, порекомендовал Сэм Шепард. Тот и сам хотел снимать этот фильм, но не смог получить на него права у Sony. А Майкл однажды сказал мне: «Я нашел тему для твоего нового фильма — роман «Местный». Он прямо написан для тебя». Я залпом прочитал книгу и убедился в его правоте.

Критики связывают ваш фильм с жанром вестерна…

Критики могут много чего увидеть в кино, это их работа. Мне все равно, что они видят. Для меня вестерн — жанр, в котором мужчины с Дикого Запада ездят на лошадях в широкополых шляпах. У меня в фильме тоже есть лошади (ухмыляется). Правда, мужчин там мало, в основном женщины. Они хотя и живут на западе, на заняты переездом на восток. Делает ли это мой фильм вестерном? Затрудняюсь ответить.

Как проходила работа над реконструкцией окрестностей Небраски 50‑х годов позапрошлого века?

Секрет прост: Хотите хорошую постановку — наймите специалистов! У меня были замечательная постановщица Меридет Босвелл, прекрасный оператор Родриго Прието и опытный дизайнер по костюмам Лали Пуре-Эриксон. Когда мы начали работать над фильмом, наша команда искала материалы, читала исторические книги, просматривала архивы. Все это автоматически оказывалось на моем столе. Единственное, что мне приходилось делать, — это почаще с ними соглашаться. Съемки проходили в основном в Новой Мексике, там такие ветры и такой особенный климат, что в течение нескольких дней можно пережить все времена года: от осени до весны. Физически это совсем не просто, как и жизнь в подобных местах, но смены настроения природы и пейзажи дают уникальную возможность показать красоту того края.

Как вы подбирали актеров?

С Хилари (Суонк. — РБК daily) мы начали работать с самого начала. Она просто незаменима для задач, требующих сверхусилий: пунктуальна, умна, умеет быстро читать сценарии и вживаться в образ, готова на любые жертвы и при этом всегда в хорошем настроении! Мерил (Стрип. — РБК daily) была одной из последних, кого мы пригласили на небольшую роль. Ее роль, может быть, второстепенна, но она важна для создания общей атмосферы картины. Мы с ней хорошие друзья. Когда работаешь в одном бизнесе и общаешься с одними и теми же людьми, единственный вопрос, который всех интересует, звучит так: «Какие у тебя планы на будущее?» И если имеешь неосторожность на него ответить, о твоих планах мгновенно узнают все. Потом уже дело техники: рассылаешь сценарии, начинаешь отбор.

Вас принято видеть в типично мужских ролях. Кстати, и здесь вы единственный ковбой, берущий дело в свои руки. Однако вы окружены четырьмя женщинами…

Этот фильм о женщинах и их непростой судьбе. Он также посвящен женщинам-первопроходцам, которые сто лет спустя будут бороться за свою эмансипацию. В фильме есть сцена, когда Мэри Би подходит к водокачке, чтобы добыть воды. Хилари превосходно удалось показать те усилия, которые приходится приложить, чтобы добыть воду, и это под силу в основном мужчинам. Однако именно на эту сцену нас вдохновила фотография прошлых лет. Несмотря на свои силу и мужество, на способность самостоятельно принимать решения, эти американки середины — конца XIX века жили по законам тех лет: они были набожны, хранили верность традициям, желали состоять в браке, иметь семью и детей. Даже самые строптивые из них, как Мэри Би.

Зачем нужно было показывать ситуацию женщин в позапрошлом веке?

Чтобы понять, что движет женщинами сегодня. Для этого нужно отправиться к истокам и проследить историю с самого начала. Я думаю, что нет в наше время такой женщины, которая хотя бы раз не была унижена или недооценена по половому признаку. Жизнь всегда доставалась женщине тяжелее, чем мужчине. Это не мое открытие, а известно давно. Просто мало кто хочет показывать другую сторону медали. Мэри Би могла бы быть моей современницей. Она так же сильна, не показывает своих эмоций, хочет быть любимой и активно ищет партнера. Более того, в прежние времена на долю женщин выпадало куда больше трудностей, особенно физического характера, чем сегодня. Много ли современниц распахивают поля, ходя за плугом, или стирают вручную?


Беседовала Татьяна Розенштайн,
 Канны


Кино «Местный» (The Homesman) Режиссер: Томми Ли Джонс В ролях: Томми Ли Джонс, Хилари Суонк, Хейли Стейнфилд, Уильям Фихтнер,
 Мерил Стрип Мировая премьера: 21 мая