«Это не мистическая пьеса, а эротический триллер»
Михаил Угаров переместил героев лермонтовского «Маскарада» в наше время, сохранив сюжет и общие черты характера главных действующих лиц, но добавив новых. Спектакль покажут в Центре им. Мейерхольда 16 апреля. О том, зачем сегодня ставить эксперименты с классикой, режиссер рассказал в интервью «РБК.Стиль».
В какое время происходят события нового «Маскарада»? В 90-е, нулевые или в наши дни? У каждого десятилетия — свои герои.
Там нет конкретных указаний, но есть игра со временем. Любая классика переносится в наши дни, пусть иногда мысленно, а не буквально, как делают сегодня многие режиссеры. Они переодевают героев в модные костюмы, действие происходит в современной квартире. Мне это кажется немного примитивным решением. В нашем спектакле есть несколько современных монологов, но сохранен и лермонтовский текст, и герои изъясняются языком XIX века, говорят: «Поедем в маскарад!», как сейчас никто не сказал бы. То есть идет игра и со временем, и с текстом. Конечно, в зрительном зале всегда есть и будут люди, которых это шокирует, они кричат: «Не трогайте классику!», не понимая, что текст живет так же интенсивно, как мы с вами. Та же «Война и мир» каждый год меняется.
Обычно режиссеру, который хочет поставить «Маскарад», трудно с Арбениным. У Лермонтова это мощная фигура, мистическая, мало кому под силу такая роль.
Мы не стали демонизировать фигуру Арбенина, у нас это обычный молодой человек, наш современник, который живет головой. А ведь разум иногда обманывает, и в результате происходит ошибка. Наш Арбенин сильно ошибся — посчитал, что браслет подарен Ниной, а она его просто потеряла на маскараде. Сюжет и мотивировки сохранены полностью. Новые лишь диалоги. И характер Арбенина. В нашем спектакле это человек войны — не в том смысле, что военный, просто, как многие из нас, он живет в постоянном конфликте с окружающими и радостно в него бросается. А если появляется любовь, оказывается, что он не может жить без конфликта, возвращается на войну и обещает себе больше никогда не пускаться в размеренную жизнь, покой и доверительность.
Считается, что «Маскарад» Лермонтова — одна из тех пьес, которые могут принести какие-то неожиданные события. Как шекспировский «Макбет», с которым связано много актерских легенд.
Как ни странно, это не мистическая пьеса, а эротический триллер. Во времена Лермонтова цензура запретила эту пьесу к постановке как порнографическую.
Это из-за маскарада, который пользовался репутацией такого места, где все возможно.
Маскарад был символом анонимного секса. Но в пьесе действительно есть внутреннее напряжение. Мощное желание друг друга, которое не удовлетворяется.
Татьяна Филиппова