«Мне нужно было соблазнять мужчин, прежде чем подвергнуть их экзекуции»
Самый ожидаемый фантастический триллер британского режиссера Джонатана Глэйзера «Побудь в моей шкуре» выходит на российские экраны. В главной роли — Скарлетт Йоханссон, которая в образе инопланетянки ответственна за загадочное исчезновение мужчин, путешествующих автостопом. О своем новом амплуа актриса рассказала в интервью “РБК.Стиль”.
В 2000 году Джонатан Глэйзер, режиссер музыкальных клипов и рекламных роликов, объявил, что собирается попробовать себя в большом кино. Его фильмы «Сексуальная тварь» (2000) с Беном Кингсли и «Рождение» (2004) с Николь Кидман запомнились своими мистическими сюжетами и гипнотизирующими кадрами. Его новая работа — свободная адаптация одноименного романа Мишеля Фабера.
В «Побудь в моей шкуре» Скарлетт Йоханссон играет таинственного бесполого пришельца, преображенного в «роковую женщину», которая подбирает одиноких, изголодавшихся по женской ласке мужчин на трассе Эдинбург — Глазго, — тех, кого никто и искать не будет. Мужчины соблазняются предложением о быстром, ни к чему не обязывающем сближении, не подозревая, что попадаются в сети хладнокровного инопланетянина, который выполняет свою миссию на Земле — парализует жертвы и откармливает их под нож. При этом Глэйзер действительно фокусировался на работе со случайными прохожими, которых без согласия и дальнейших разъяснений рекрутировали прямо на улицах, соблазняя красотой юной Йоханссон. Под руководством режиссера актриса несколько недель подряд колесила вокруг шотландской столицы — Глазго, пытаясь уговорить местных парней заняться с ней любовью. Ни один из них не опознал в красавице с изумрудными глазами известную кинозвезду — и даже не понял, что участвует в съемках фильма.
Г-жа Йоханссон, что явилось для вас мотивацией для съемок в малобюджетном фильме Глэйзера после такиx xитов, как «Железный человек» или «Первый мститель»?
Мне нравится работать небольшой командой, в атмосфере творческой интимности, с постоянной готовностью к обсуждениям и обмену идеями. В картине «Побудь в моей шкуре» очень мало диалогов. Однако вы представить себе не можете, сколько этиx диалогов у нас было за пределами съемочной площадки. Только три года до съемок Джонатан обсуждал свой проект. Потом разговоры продолжились уже во время работы. В мейнстриме такое себе позволить нельзя. Xотя это звучит иронично, поскольку бюджет «Мстителей» почти в 20 раз превышает бюджет ленты Джонатана. Но когда речь идет о картинах с высоким бюджетом, там все продумано до мелочей, сценарий учитывает каждую деталь, а режиссеры — за которыми стоят десятки консультантов и продюсеров — не оставляют слишком много пространства для самовыражения. Кстати, обратите внимание, с какими картинами связывают мое имя — «Трудности перевода», «Матч пойнт», «Вики Кристина Барселона» или «Любовная песня для Бобби Лонга». Во всех этих случаях речь идет о малобюджетныx картинаx, поскольку я никогда особо не интересовалась мейнстримом или комедиями.
Как вам удалось соблазнить такое количество шотландцев и выйти сухой из воды?
(Смеется) Отлично помню свое удивление, когда Джонатан сообщил, что я стану единственной актрисой на съемках и что остальных персонажей мне придется искать самой. Привыкнув к жесткой кастовой системе Голливуда, я сначала удивилась наивности режиссера, который подумал, что я смогу выходить на улицу и запросто разговаривать с местными жителями. Поделившись с ним своими сомнениями, я спросила его, как мне при этом удастся остаться неузнанной, разве только я окажусь на другой планете! На что Джонатан возразил: «Ты уже там находишься!» Похоже, ребята из Глазго действительно не ходят в кино и не знакомы с мировым кинематографом. Никто не ждал там кинозвезду, которая будет по ночам разъезжать в микроавтобусе, спрашивать дорогу и предлагать прокатиться. Кроме того, меня хорошо замаскировали — у меня был хороший грим, на меня надели парик, превратив в брюнетку, и укутали в меховой полушубок. Сцены мы снимали скрытой камерой. В одной из них я на самом деле спотыкаюсь и падаю. Меня поднимают на ноги, но никто из прохожих даже не может предположить, что участвует в процессе съемок фильма, который покажут на большом экране. Правда, у небольшой группы мужчин закрались подозрения. Они начали расспрашивать меня, не актриса ли я. Но самое интересное в подобных съемках — элемент непредсказуемости. Ситуацию невозможно контролировать, нельзя понять, как закончится мой диалог с незнакомцем и разыграется дальнейшая сцена: все было уникально и неповторимо. Мы же не могли просить прохожих повторить сцену, чтобы снять еще один дубль!
Получается, что работа со случайными прохожими оказалась самой сложной задачей в фильме? Или были другие трудности, которые пришлось преодолеть?
По сценарию мне нужно было соблазнять мужчин, прежде чем подвергнуть их экзекуции. Это связано с многочисленными обнаженными сценами, в которых мне некомфортно сниматься. Я не очень люблю раздеваться перед камерой и тем более расхаживать перед ней нагишом, поэтому первое время я постоянно чувствовала неловкость. Однако вскоре заметила, что мое тело, как и моя сексуальность, никого не интересуют. Режиссеру и съемочной команде было нужно, чтобы я добросовестно сыграла свою роль. Поэтому я быстро справилась с внутренними сомнениями и занялась работой.
Как вам понравилось играть инопланетянку?
Признаюсь, что вначале у меня были трудности с определением этого характера. Я не могла понять, как мне сыграть необычное, по сути, бесполое и «бестелесное» существо, у которого все-таки соблазнительное тело и в котором сексуальность присутствует, как механический атрибут соблазнения. У меня не было перед глазами примеров и сравнений. Но с каждым съемочным днем роль яснее формировалась в моем воображении, и в конце я уже работала над ней, как над каждой другой. Мне даже понравилось мое изначальное замешательство, а также что мне удалось создать необычного и ни с кем не сравнимого героя. Нет ничего скучнее, чем играть однотипные и шаблонные роли, в которых все известно наперед.
Как вам работается со знаменитыми режиссерами?
Это прибавляет мне адреналин! Когда я начала съемки с Джонатаном, он принес сценарий, в котором было не больше 50 страниц, и сказал, что остальное я должна додумать сама. Или когда я стояла перед камерой Вуди Аллена во время съемок «Матч пойнт», то так страшно разволновалась, что даже начала заикаться. Тогда Вуди на меня прикрикнул: «Какого черта ты здесь делаешь? Возьми себя в руки». И мне поневоле пришлось справиться с волнением.
За год вы успеваете сняться в нескольких фильмах. Не изматывает работа в таком напряженном режиме?
Конечно, съемки любого фильма связаны с огромной физической и эмоциональной нагрузкой. Иногда приходится работать по четырнадцать часов в сутки, часто от тебя требуются специальные навыки. Например, для съемок в картине «Остров» мне — не очень большой любительнице тренажеров и спортивного зала — пришлось заняться легкой атлетикой, поскольку по сюжету моей героине предстояло много бегать. Однажды мне за день пришлось пробежать 30 км. Однако работа спасает от безделья и излишнего самолюбования (улыбается). Конечно, она отбирает много энергии, но это как наркотик, от которого трудно отказаться. Знаете, самый счастливый момент моей жизни наступает тогда, когда режиссер останавливает камеру со словами: «Стоп! Снято! Молодец, Скарлетт!»
Вам льстит, когда вас величают секс-символом?
Всегда лучше, когда тебя считают хорошенькой и сексуальной, чем безобразной, не правда ли? На самом деле я не прочь полюбоваться на себя в зеркало. Вероятно, этот эффект заражает других. Однако называть себя Мерилин Монро, Гретой Гарбо или Марлен Дитрих — как это делают средства массовой информации — это уже слишком! Успехом в своей карьере я многим обязана Софии Копполе. Именно она пригласила меня на съемки фильма «Трудности перевода», которому суждено было иметь успех. До него я была мало известна и перебивалась незначительными ролями. В тот момент никто даже не думал сравнивать меня с голливудскими знаменитостями. Только когда на моем столе стали скапливаться сценарии и появился выбор, все сразу вспомнили обо мне.
Может быть, настало время подумать о телохранителе?
Ни за что! Мои агенты уже пробовали приставить ко мне разных типов, которые сопровождали бы меня в магазины и на прогулки. Но нет ничего страшнее, чем когда эдакий суровый парень в коже и солнцезащитных очках везде ходит за тобой и наблюдает, как ты пытаешься проглотить бутерброд.
Кстати, о бутербродах... Вы ведь не сторонница диет и голодовок?
Я люблю поесть и считаю, что именно соблазнительные формы делают женщину привлекательной. Однако признаюсь, что перестала ходить в рестораны быстрого обслуживания, особенно после того, как посмотрела фильм Моргана Спарлока «Двойная порция».
Что в вашей профессии самое тяжелое?
Утром проснуться, вовремя прийти на работу с идеально заученной ролью. А еще быть хорошей актрисой и замечательным человеком, а не образом, секс-символом или иконой
Беседовала Татьяна Розенштайн
Кино «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin) Режиссер: Джонатан Глэйзер В ролях: Скарлетт Йоханссон, Джереми МакУильямс, Линси Тейлор Маккэй, Великобритания, 2013 год