"Россия и Америка имеют похожие вкусы"
Счастливый случай свел Эрнеста Бо, эмигрировавшего во Францию в начале ХХ века, с Габриэль Шанель. Он - талантливый химик, сын парфюмера Российского императорского двора, она - известный кутюрье, полная идей и вдохновения. Как оказалось, Шанель никогда не покидала идея выпустить собственный аромат, и она попросила Эрнеста придумать духи, которые бы "пахли женщиной". Так на свет появился аромат Chanel №5 и началась парфюмерная история великого дома. Можно сказать, что Chanel №5 - аромат о России. Эрнест Бо писал в своих дневниках, что создавая композицию, думал о морозном воздухе Российского Севера и красивых озерах близ Петербурга.
Сегодня "нос" дома Chanel - Жак Польж, автор всех ароматов, выпущенных начиная с 1980 года. Корреспондент Сергей Борисов встретился с ним в Париже, в рамках выставки №5 Culture Chanel, чтобы узнать, где черпают вдохновение современные парфюмеры и какие ноты в композициях они предпочитают.
Жак, считаете ли Вы парфюмерию искусством?
Я бы назвал парфюмерию малым искусством. И в этом словосочетании нет ничего плохого. Есть виды искусства не такие великие, как другие, например кулинария или создание книжных переплетов. У меня не получается поставить знак равенства между собой и поистине великими творцами - художниками, скульпторами, музыкантами или поэтами. Вы знаете, что сама Шанель не считала себя человеком искусства. Она говорила: "Я ремесленник, я работаю руками".
Получается, что Вы в свое время оставили более высокое искусство ради меньшего (прежде чем начать карьеру в парфюмерии, Жак Польж, будучи студентом, изучал литературу в университете Экс-ан-Прованса)?
Да, выходит так (смеется). Но мне нравится парфюмерия тем, что это особая поэтическая форма творчества. В ней нет слов, изображения, но при этом созданные парфюмерией образы - ароматы - имеют над человеком особую власть. Например, они могут соблазнять.
Вы создали большое число ароматов, таких разных и при этом несущих такой характерный почерк Chanel. В чем секрет Вашей креативности?
Возможно, секрет в том, что единственное дело, которое я умею делать, - это создавать ароматы. Не думаю, что я раскрою вам какой-то секрет, но мы с Кристофером Шелдрейком создаем гораздо больше ароматов, чем в итоге выходит под маркой Chanel. Просто не все из них получают имя и жизнь. И, конечно, мне помогает в творчестве огромный пласт культуры Chanel - столько разнообразных тем, столько отправных точек, побуждающих к творчеству. Точно так же, как Карл Лагерфельд, креативный директор Chanel, дает новый размах и новые измерения моде, используя для вдохновения в своих коллекциях историческое наследие Мадемуазель. Для меня каждый аромат начинается с истории.
Можно ли назвать аромат Chanel №5 одним из источников Вашего вдохновения?
Безусловно. Как первый аромат Chanel он является определяющим для нашего дома. После создания Chanel №5 многие марки, вдохновленные его триумфом, попытались создать что-то похожее. Так часто бывает: успех пытаются копировать. Но все похожие ароматы уже закончили свое существование, а №5 уникален - подобных ему нет. Правда, мне сказали, что в России №5 не самый популярный аромат, что лучше продается аромат Chance.
Да, Chance и Coco Mademoiselle.
Россия и Америка имеют похожие вкусы. В Америке Coco Mademoiselle тоже самый популярный аромат.
Есть ли компоненты, которые стали характерными для парфюмерных произведений Chanel?
Да. Это, например, жасмин. Chanel №5 невозможен без жасмина, и эта нота есть абсолютно во всех ароматах Chanel. Мы используем лучший жасмин из Грасса для производства Chanel №5 начиная с 1921 года; в другие ароматы мы добавляем жасмин египетский и индийский, но только потому, что цветов, выращенных на собственных плантациях Chanel в Грассе, не хватает. Еще мы очень любим оррис - это благородная, прохладная, пудровая нота, прекрасная и отстраненная, которую тоже можно встретить во многих композициях Chanel. Кстати, собственная плантация орриса у нас тоже есть: мы решили, что наше производство не должно зависеть от внешних поставщиков.