Баланс хорошо, а четыре — лучше: самые точные часы
Неправы те, кто утверждает, что выдумки часовщиков направлены исключительно на красоту и раскрутку клиентов на лишние деньги. Часы с двумя и более балансами работают по хорошо известному нам с детства принципу «одна голова хорошо, а две — лучше». Дело в том, что мы не можем оградить колебательную систему наших часов от внешних воздействий. На ход часов влияют гравитация, интенсивность жестикуляций наших рук, перепады температуры и давления, электромагнитное поле и другие колебательные системы. Как раз последнее обстоятельство нам особенно важно.
Взаимное воздействие друг на друга двух колебательных систем было обнаружено еще в XVII веке. Если расположить рядом две колебательные системы, то практически мгновенно возникнет эффект затягивания частоты, то есть оба баланса начнут колебаться с абсолютно одинаковой частотой. А если их снабдить еще и общим источником энергии (то есть заводным барабаном), то балансовые колеса будут колебаться и с одинаковой амплитудой. Причем склонная к сбоям система будет брать пример с эталонной. И повлиять на слаженную синхронную работу такого дуэта куда сложнее, чем сбить с верного хода один баланс.
Итак, использование двух и более колебательных систем «баланс–спираль», совершающих противофазные колебания (когда одно балансовое колесо совершает начальное движение по часовой стрелке, а второе — против), позволяет значительно повысить точность часов. Благодаря одновременным и разнонаправленным движениям будут нивелированы почти все внешние воздействия, что нам, собственно, и требуется! К примеру, именно по этому принципу работает первый морской хронометр Джона Гаррисона, а также часы других великих английских и французских мастеров прошлого. Поэтому, когда современные пиарщики преподносят в пресс-релизах многобалансовые часы как революционные и уникальные, они лукавят. Корректнее говорить о возрождении этого класса часов. Дело в том, что современные технологии и материалы позволяют легко воспроизводить механизмы, которые давались мастерам XVII-XVIII веков с огромным трудом, а некоторые великолепные идеи прошлого только сейчас и стало возможно реализовать.
Лучше других доказывают преимущество часов с двумя балансами мастера Робер Гребель и Стивен Форси. В начале года они представили чуть ли не первые свои часы без турбийона Greubel Forsey GF4 Double Balancier 35°. В качестве базового они взяли собственный механизм двойного турбийона GF4, с которого модули турбийонов были демонтированы. Зато два баланса, расположенные под углом 35 градусов и работающие в унисон, обеспечивают очень точный ход. Корпус 43,5 мм из белого золота.
Greubel Forsey GF4 Double Balancier 35°
Самые пафосные и сложные часы с двумя балансами представила компания Blancpain. В модели Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel они впервые объединили в одном механизме два самых известных антигравитационных модуля — турбийон и карусель. Карусель — это альтернатива турбийону, их конструкции ничем не отличаются друг от друга. Разница в том, что каретка турбийона являет собой непосредственное звено колесной передачи механизма, а к карусели от главной колесной передачи ведет персональная колесная передача. Карусель не оказывает чрезмерного давления на механизм и не требует сложнейшей безупречной регулировки. В данной модели турбийон расположен на отметке «12 часов», а карусель — в положении «6 часов». Связаны они между собой дифференциалом, который вычисляет среднюю арифметическую точность и передает показания стрелкам. Заводная система с синхронизатором позволяет заводить барабаны турбийона и карусели одновременно и равномерно. Запас хода Calibre 2322 с ручным заводом составляет 7 дней. Часы выпускаются в корпусе 44,6 мм из розового золота.
Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel
Ну а удивили всех мастера дома Roger Dubuis. У модели Roger Dubius Excalibur Quatuor Silicon — механизм RD101 с ручным заводом и целыми 4 узлами «баланс–спираль», каждый из которых работает с частотой 28 800 пк/ч! Они соединены между собой и колесной передачей пятью дифференциалами, которые в итоге заставляют стрелки двигаться со средней арифметической точностью. 48-миллиметровый корпус часов отличается необыкновенной легкостью, так как изготовлен из кремния, который в два раза легче титанового и вчетверо прочнее стального!
Roger Dubius Excalibur Quatuor Silicon
Другие компании доказали, что в принципе можно обойтись одним балансовым колесом, но тогда в часах должны работать две балансовые спирали. Они устанавливаются параллельно одна над другой и так же сокращаются в противофазе. Называется сдвоенный волосок спиралью Штраумана, в честь мастера, который первым разработал такую конструкцию. Ее успешно применяют в своих моделях компании Laurent Ferrier, Rudis Sylva и швейцарские потомки основателя одного из первых российских часовых ателье H.Moser.
H.Moser
Laurent Ferrier
Тимур Бараев