Вещи, 31 окт 2013, 08:00

Откуда появилась мода на карманные часы и зачем она вернулась

Неужели карманные часы снова в тренде? Этот вопрос звучал в нынешнем году довольно часто. Уж очень много новейших карманных часов было представлено на часовых выставках в Женеве и Базеле.
Читать в полной версии

Большое количество самых разнообразных карманных часов объясняется достаточно тривиально. В швейцарской часовой промышленности только что завершилась всеобщая мануфактуризация. Все солидные компании обзавелись собственными мануфактурами, разработали и запустили в производство оригинальные механизмы. Всякий механизм рождается в виде прототипа, причем очень большого, порой в масштабе 1:100. Лежит этот аппарат диаметром более 30 см на столе, а инженеры изучают, как он работает сам по себе и с дополнительными нагрузками, вносят корректировку в его конструкцию, в общем, доводят до ума. Затем размеры прототипа постепенно уменьшают, что позволяет самым оптимальным образом убедиться, как будут переносить нагрузки ключевые детали, рычаги и прочее. Особенно интенсивные исследования проводятся перед окончательным уменьшением механизма до его реального калибра.

Поэтому предпоследних версий выпускается несколько десятков. Наконец, все испытания успешно завершились, и механизм пошел в производство. Но что делать с несколькими десятками прототипов? Часть можно отдать в собственную часовую школу, чтобы на них тренировались будущие мастера. Ну не выбрасывать же остальные! Самый оптимальный выход из ситуации — выпустить карманные часы. Во-первых, людей, которые до сих пор предпочитают карманные часы наручным, не так уж и мало. Во-вторых, есть немало коллекционеров, и, наконец, а вдруг клиенты и впрямь благоприятно откликнутся на новый тренд?

По такому принципу, например, родился в этом году карманный турбийон Panerai Pocket Watch Tourbillon GMT Ceramica. Сначала знаменитому итальянскому бренду Panerai просто хотелось доказать миру, что он тоже умеет создавать турбийоны. А когда они своего добились, то сами не обрадовались: легендарный циферблат-то у них неприкосновенен, ну и соответственно от обычных моделей турбийон отличался разве что крохотной надписью на циферблате, которую не всякий следопыт обнаружит. Тогда-то компания и решила размножить один из прототипов механизма до 50 экземпляров, скелетонизировать его и выпустить первые карманные часы от создателей приборов для подводных спецназовцев и военных моряков. Фирменный модуль турбийона Panerai характерен тем, что его каретка вращается не в горизонтальной плоскости, а словно шашлык на шампуре. Корпус Panerai Pocket Watch Tourbillon GMT Ceramica сделан из керамики и имеет узнаваемые очертания модели Radiomir. Правда, диаметр его составляет аж 59 мм. Механизм с ручным заводом P.2005/S с тремя заводными барабанами и 6-суточным запасом хода скелетонизирован, что также разительно отличает карманные часы от обычных наручных со знаменитыми циферблатами-сэндвичами.

По проторенному пути проследовал и прославленный бренд Hermes, приобретший у принадлежащей фонду Sandoz компании Parmigiani солидный пакет акций мануфактуры Vaucher во Флерье. Дом Hermes распорядился первым делом создать для себя эксклюзивный мануфактурный калибр. Механизм получил название Vaucher H 1928 (в том году был создан первый мануфактурный калибр Hermes). Его можно отнести к престижнейшему классу ультратонких, так как его высота составляет всего 3,5 мм, притом что у него есть узел автоподзавода. Однако Hermes решил использовать его не в виде прототипа, а в стандартной наручной 11½-линейной версии (диаметр 25,6 мм, частота 28 800 пк/ч). Этот механизм установлен в модели Arceau Pocket Volutes, а его разновидность H1837 — в карманных часах Arceau Pocket Voilier. Дело в том, что главное достоинство этих часов — корпуса диаметром 48 мм из белого золота. Они декорированы в разнообразных эмальерных техниках и представляют собой произведения искусства. 

Самые впечатляющие карманные часы вышли у компании Urwerk. Их модель Urwerk-1001 при желании можно использовать как холодное оружие. Габариты корпуса 106 х 62 х 23 мм. Изготовлены корпус и мощная цепь из сплава легких сверхпрочных материалов AlTiN (алюминий + титан + никель) и имеют острые углы. Автоматический механизм UR-1001 удивителен тем, что фирменная урверковская сателлитная индикация часов и минут дополнена здесь сателлитной же индикацией вечного календаря. Это не только потрясающе смотрится, но и превращает Urwerk-1001 в единственные часы в мире, которые могут измерять время не только в часах, минутах и секундах, но еще и в числах, днях недели, месяцах, годах, столетиях и даже в тысячелетиях (соответствующие индикаторы расположены на обратной стороне корпуса). А еще здесь есть указатель «день/ночь».

А вот компания Longines уважила поклонников классических карманных часов. Модель Longines Lepine 180th Anniversary Limited Edition посвящена основателю компании Огюсту Агасси. Задняя крышка гильоширована и скрывает гравированную заднюю поверхность золотого корпуса. На белом циферблате римские цифры черного цвета соседствуют со стрелками из вороненой стали. Механизм L878.4 здесь самый натуральный — карманный, с ручным заводом и диаметром 37,79 мм. Особенно приятно, что он имеет традиционную карманную частоту 18 000 пк/ч и запас хода 40 часов. Корпус диаметром 56 мм изготовлен из желтого золота. Задняя крышка гильоширована, а отрывается с помощью пружины, запускаемой нажатием кнопки. К сожалению, Longines ограничил выпуск всего лишь 180 моделями.

Тимур Бараев