Впечатления, 01 апр 2014, 01:00

Дом, который построил Фрэнк

В Чикаго в возрасте 59 лет умер пионер хаус-музыки Фрэнки Наклз
Читать в полной версии
Фото: getty Images/fotobank.ru

Свою ди-джейскую карьеру Наклз начал еще в семидесятых - работая бок о бок с легендарным нью-йоркским ди-джеем Ларри Леваном, королем клуба Paradise Garage. В 1977 он переезжает в Чикаго и становится резидентом The Warehouse - именно он впоследствии и дал название хаус-музыке.

Все началось в 1984 году с гипнотического трехнотного арпеджио и фальцета никому тогда не известного композитора Джейми Принсипла - их совместный трек с Фрэнки Наклзом назывался I need your love и распространился по танцполам Чикаго подобно вирусу.

 


«Я понятия не имел, кто такой Джейми, - вспоминал еще один пионер хаус-музыки Маршал Джефферсон, - “Ни за что бы не поверил, что он из Чикаго - я подумал тогда, что это какой-то богатый чувак из Европы. Но эта песня была повсюду».


 

Позаимствовав у диско его прямой бит и добавив холодные звуки синтезаторов в духе Kraftwerk, Наклз изобрел стиль, который в следующие тридцать лет станет мейнстримом - даже Мадонна будет заигрывать с хаус-музыкой на своей пластинке Ray Of Light. Сейчас, в эпоху студийных ухищрений, ранний чикагский хаус поражает своей гениальной простотой: драм-машина, пара синтезаторов и простейших эффектов. Балуясь с дешевым тогда басовым синтезатором Roland TB-303, еще один легендарный чикагский музыкант DJ Pierre, придумал эйсид-хаус - стиль, без которого никогда бы не появились The Prodigy или Chemical Brothers.

Уже потом, с распространением сэмплеров, позволяющих манипулировать с любыми записанными звуками, появились другие ветви хауса - он смешивался с джазом, хип-хопом, эмбиентом, практически любыми стилями.

 

 

История чикагского хауса и детройсткого техно поразительно напоминает историю джаза - с той точки зрения, что на у себя на родине его первопроходцы долгое время прозябали в подполье, а в Европе быстро становились настоящими звездами. Самое громкое и романтичное время для электронной танцевальной музыки - это, конечно, лето 1989 года в Великобритании с многотысячными нелегальными вечеринками и массовым употреблением экстази. Его называли вторым, - после Вудстока, - летом любви. Именно в Англии Наклз больше всего работал в конце восьмидесятых, когда его разорился его собственный клуб Power Plant.

 

 

Несмотря на свой статус “крестного отца хаус-музыки”, Фрэнки Наклз так и не стал первостатейной звездой ди-джеинга как Карл Кокс или поп-музыки как Дэвид Гетта. Хотя оставался активен: в девяностых вовсю ремикшировал поп-звезд ранга Майкла Джексона, в 2004 году записал последний авторский лонгплей A New Reality, в конце десятилетия сотрудничал с нью-йоркской группой Hercules & Love Affair, в музыке которой отчетливо прослеживается ностальгия по ранней хаус-музыке. Он напоминал садовника, посадившего огромный дуб и спокойно, без суеты, следившего за его уверенным ростом. Фрэнки Наклз скончался вчера у себя дома в Чикаго, предположительно от осложнений, связанных с диабетом.