Впечатления, 04 апр 2014, 01:00

Что осталось от Nirvana: Курт Кобейн как герой «Симпсонов», хип-хоперов и модников

В эту субботу исполняется 20 лет со дня смерти лидера группы Nirvana Курта Кобейна – главного рок-музыканта 90-х. «РБК.Стиль» отыскал несколько следов Кобейна в постсоветской и мировой поп-культуре.
Читать в полной версии
Фото: Getty Images; wikia.com; KOMO News

 


«Плачущая статуя»

В феврале этого года к 47-му дню рождения Кобейна в его родном городе Абердин установили противоречивый монумент: широко раздвинувший ноги певец сидит в рваных джинсах с акустической гитарой, по его щеке ползет слеза. Скульптор Рэнди Хаббард выполнил эту скульптуру из цемента почти 20 лет назад: работу над ней он начал вскоре после смерти певца. Однако установить ее в городе ему тогда не дали местные власти, поэтому все это время памятник простоял у него в гараже. Эпитеты, которых статуя удостоилась в прессе, разнились от «странная» до «тошнотворная». Надо сказать, что родной город вообще с удовольствием использует имя Кобейна, чтоб привлечь туристов: и это несмотря на то, что тот публично высказывал свое пренебрежение к нему и несколько раз привлекался местной полицией за вандализм.

 

 


Кобейн и рэперы

 

В прошлом году Jay-Z совместно с Джастином Тимберлейком выпустили трек Holy Grail, в припеве которого было несколько строк из самой популярной кобейновской песни Smells Like Teen Spirit. Рэперы вообще довольно часто упоминают лидера Nirvana в своих текстах: Талиб Квели признавался, что его «достала слава, как Курта Кобейна», Эминем заявлял, что его любимый цвет — «красный, как кровь, хлещущая из головы Кобейна, когда он застрелился». Популярность лидера Nirvana в этой среде выглядит довольно странно: свойственная хип-хопу витальность никак не вяжется с кобейновским отчуждением и эскапизмом.

 

 


Гомер как Курт 

 

Разумеется, мимо фигуры Кобейна не могли пройти авторы «Симпсонов». В одном из эпизодов молодой и патлатый Гомер собрал группу Sadgasm, главный хит которой назывался Politically Incorrect и сильно напоминал кобейновскую Heart-Shaped Box. Еще одна песня посвящалась Мардж и смахивала уже на калифорнийский панк старой школы — нечто из The Offspring или Green Day. Наконец, была у них и прямая пародия: песня Shave Me повторяла кобейновскую обсценную вещь Rape Me. Кроме того, большой популярностью пользовался вариант обложки альбома Nevermind с Бартом Симпсоном.

 

 


«Жизнь и смерть Курта Кобейна»

 

Настольная книга молодого российского нирваниста за авторством некоего А. Галина, широко разошедшаяся по стране в середине 90-х. Содержит биографию Кобейна, а также фильмографию и дискографию его группы. Выдержала несколько тиражей, издавалась даже в начале нулевых. Написана убийственно плохим языком. Цитата: «Кем же он был на самом деле, этот белокурый симпатяга (по обаянию сравнимый разве что с Робертом Редфордом или Энди Уорхолом) с неизъяснимой тоской в сумасшедших глазах? Кобейн, маргинал с детских лет, все время балансировал на лезвии бритвы. Наверное, нет такого исполнителя, в песнях которого звучало бы столько ярости и разочарования, а еще скуки и безысходности».

 

 


Счастливое лицо

 

Логотип Nirvana впервые появился на флаере, рассказывающем о вечеринке по случаю выхода альбома Nevermind — она прошла в Сиэтле 13 сентября 1991 года. Лицо с улыбкой, по-видимому, было нарисовано самим Кобейном — но что послужило для него вдохновением, точно не известно. По одной версии, он немного переделал эмблему сиэтлского стрип-клуба Lusty Lady, по другой — попытался нарисовать лидера Guns’n’Roses Эксла Роуза в измененном состоянии. Самая невероятная версия гласит, что Кобейн позаимствовал символ рейв-движения: смайлик был крайне распространен в Великобритании конца 1980-х — начала 1990-х.

 

 


Гранж как антимода

 

Гранж-музыканты одевались как попало: дешевые фланелевые рубашки, сентиментальные принты с цветочками, ботинки на огромной платформе. Но в 1992 году Марк Джейкобс вывел этот беспорядочный стиль на подиум, создав свою знаменитую Гранжевую коллекцию. Она была принята неоднозначно: фэшн-критик Бернардин Моррис отметила, что «эти наряды будто бы собирались из хаотично разбросанной одежды с закрытыми глазами в очень темной комнате». А креативный директор марки J.Crew Уолтер Томас сказал: «Обычно высокая мода попадает в магазины K-Mart (крупная американская сеть супермаркетов доступной одежды. — Прим. ред.) через три года после появления на подиуме. С этой коллекцией все получилось ровно наоборот». Сам Джейкобс утверждал, что с помощью своей одежды хотел создать визуальный шум. Подготовка к первому показу Гранжевой коллекции задокументирована в клипе великой нью-йоркской группы Sonic Youth на песню Sugar Cane. Элементы этого стиля возвращаются в модные коллекции по сей день — но сегодня эта одежда выглядит  куда приглаженнее и опрятнее.


Егор Антощенко