В прокат вышла черная комедия «Голгофа»
Однажды отец Джеймс (Глисон) слушает исповедь своего прихожанина. Тот признается, что в детстве пострадал от священника-педофила и теперь намерен отомстить. Но вовсе не тому, давно покойному растлителю. Убить имеет смысл порядочного служителя церкви: только так преступление получит широкий общественный резонанс. У отца Джеймса есть неделя на то, чтобы привести дела в порядок, после чего прихожанин обещает его убить. И вот герой отправляется приводить в порядок свои дела.
Первый полнометражный фильм Джона Майкла Макдонаха «Однажды в Ирландии» получил приз Берлинского фестиваля за лучший дебют и считается самым успешным независимым ирландским проектом всех времен. То как раз была очевидная комедия — Брендан Глисон играл туповатого или, наоборот, очень умного полицейского (взгляды на это меняются даже у героев фильма), который обворовывал трупы, развлекался с проститутками, сражался с мафией на паях с изящным агентом ФБР (Дон Чидл), а в свободное время вел споры с мамой о русской классике. Второй фильм в творчестве любого автора принято воспринимать как некий показатель качества, ответ на вопрос, был ли случайным или неслучайным успех дебюта. «Голгофа» таким фильмом и стала — она сильнее и сложнее «Однажды в Ирландии» и по-настоящему трогает.
Замахнуться на Джойса
Уже можно сказать, что стиль Джона Майкла Макдонаха — отличнейшая драматургия и текст, даже определенная литературоцентричность. В «Голгофе» был целый диалог о Гончарове, Достоевском и Гоголе, тут через слово — «Улисс», «Моби Дик», «Возвращение в Брайдсхед», Оскар Уайльд да много чего еще. Качество драматургии, плотность текста, то, как здорово Макдонах со всем этим управляется, видимо, и привлекает к его проектам больших актеров, согласных выступать на втором плане. Проживая неделю, отец Джеймс встречается с целым рядом живописных персонажей: обаятельным мясником (Крис О’Дауд, пару лет назад попавший в номинацию «Восходящая звезда» Британской академии), который вроде бы избивает жену, а та постоянно изменяет ему, в данный момент — с чернокожим механиком (частый гость в фильмах Джима Джармуша Исаак Де Банколе), а также мутным полицейским (Гэри Лайдон), циничным врачом-атеистом (Эйден Гиллен), экстравагантным богачом (Дилан Моран, известный ирландский комик и товарищ Саймона Пегга), желчным писателем (великолепный американский актер Майкл Эммет Уолш), наконец, Келли Райлли в роли дочери героя и сыном Глисона Доналом в роли серийного убийцы. Все они обладают индивидуальной ценностью, но прежде всего оттеняют Брендана Глисона — человека с тяжелой историей, бытового минималиста, эрудита, экс-алкоголика, пастыря непростой паствы, жертву, которая, видимо, узнала своего потенциального убийцу (городок-то небольшой), священника, который сначала схватился за пистолет, но затем решил прожить отпущенную ему неделю иначе.
Скептики будут посрамлены
«Голгофа» — фильм смелый и оригинальный, появившийся в тот момент, когда в ответ на всемирный всплеск порой совсем уж дикой религиозности определенная часть человечества (причем как раз та, среди которой много потенциальных зрителей Макдонаха) вынуждена в ответ усиленно вырабатывать скепсис. Макдонах снял картину не о вере, а о церкви: собственно, он и сам говорил о том, что во времена скандалов с католическими священниками-педофилами хотел снять кино о хорошем священнике. Его «Голгофа» — пример того, какой результат может дать искренность в сочетании с талантом. То, что в других руках могло бы обернуться пошлым пафосом, в «Голгофе» превращается в трагедию, способную пронять и скептика.
Марина Латышева