Впечатления, 25 мая 2014, 01:00

Вроде как бы вестерн: фильм «Местный» Томми Ли Джонса

Четвертая режиссерская работа великого Томми Ли Джонса
Читать в полной версии
Фото: Кинопоиск; imdb.com

Действие фильма переносит в 1855 год. 31‑летнюю девственницу Мэри Би (пожалуй, лучшая роль Хилари Суонк после «Малышки на миллион») бог не наградил ни супругом, ни детьми, а лишь суровой жизнью, на протяжении которой она безропотно несет все тяготы своего одинокого существования. Она берет на себя как женские обязанности (готовка, уборка, стирка), так и мужские (вспахивание поля, зарабатывание денег) . Когда члены общины ищут добровольцев для выполнения сложного задания (нужно перевезти трех душевнобольных женщин), Мэри Би единственная соглашается.

Она же спасает изгнанника Джорджа Бриггса (Томми Ли Джонс) от виселицы. За свое спасение престарелый ковбой должен заплатить — помочь учительнице перевести женщин из Небраски в Айову и отдать их на попечение пасторской жене (Мерил Стрип). Конечно, дорога по бескрайним степям полна опасных неожиданностей, которые в любой момент могут закончиться трагично. Душевнобольные — тоже компания не из приятных, и они доставляют перевозчикам много хлопот.

Захватывающее приключение в стиле роуд-муви вполне могло бы быть работой любителей американских провинций — братьев Коэн. Возможно также, что Томми Ли Джонс перехватил эстафету у Клинта Иствуда, который еще в начале 1990‑х решил распрощаться с вестерном в картине «Непрощенный».

Сам режиссер протестует против такого жанрового определения своей работы: «Я не знаю, что такое вестерн. Я всегда думал, что вестерн — это кино про лошадей и всадников с большими шляпами, а действие там происходит в XIX веке в западной части реки Миссисипи. Мне приходилось читать критиков, у которых хватало дерзости даже научную фантастику называть вестерном. Потому я не знаю, что это такое».

Так или иначе, Томми Ли Джонс создал захватывающе красивую картину американского Дикого Запада, которая наверняка найдет своего зрителя среди публики постарше — например, среди поклонников Джона Уэйна. Если же вспомнить успех его режиссерского дебюта «Три могилы», показанного здесь же, в Каннах, в 2005 году, за который он получил две «Золотые пальмовые ветви» («Лучшая мужская роль» и «Лучший сценарий»), то неудивительно, что «Местный» занимает еще и одну из лидирующих позиций в списке нынешних каннских фаворитов.


Татьяна Розенштайн