Впечатления, 05 июн 2014, 01:00

Дирижер Владимир Юровский выступит в Концертном зале им. Чайковского

Трехдневный цикл под названием «Истории с оркестром. Похитители огня» пройдет с 8 по 10 июня и будет посвящен одной фигуре – древнегреческому герою Прометею.
Читать в полной версии
Фото: Итар-тасс; meloman.ru

Глава Академического симфонического оркестра им. Светланова, многолетний руководитель Глайндборнского фестиваля в Англии, занимающий еще и дирижерский пост в одном из лучших коллективов мира, Лондонском филармоническом оркестре, Владимир Юровский собирает полные залы всегда и везде. И в Москве на концертах Юровского люди стоят в проходах.

Незаурядный интеллект музыканта, ясно видимый в его трактовках, нашел продолжение в новых инициативах, таких как проект «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Маэстро говорит так же хорошо, как управляет оркестром: мысли вложены в отточенную словесную форму. При этом оратор не вещает, не внушает истины в последней инстанции и не заигрывает с аудиторией: он интеллигентно делится с публикой чем-то важным.

По словам дирижера, эта личность Прометея будоражит воображение композиторов с давних времен. Другое дело, что полет музыкальных фантазий от эпохи к эпохе находил разные способы реализации. Многоликая стилевая и жанровая изменчивость музыки на тему соперника богов, покровителя людей и бесстрашного похитителя божественного огня станет главной идеей цикла. В списке названий — много вещей, которые у нас звучат крайне редко или не звучат совсем.

В первый вечер будут исполнены балет Бетховена (да, он написал и балет) «Творения Прометея» (1801) и фрагменты «Прометея» Карла Орфа по трагедии Эсхила. Балетный Прометей представлен как смятенный демиург, создатель несовершенных людей из глины — первых мужчины и женщины. В масштабном опусе Орфа (XX век) звучат древнегреческий язык, африканские инструменты, девять контрабасов и 11 ударников. 9 июня — музыка Форе, фрагменты его музыкальной драмы «Прометей» для сопрано, хора и оркестра. Когда-то в постановке этого грандиозного произведения во Франции участвовали 800 человек. Будет и злоречивая «Лулу-сюита» Альбана Берга для сопрано и оркестра: композитора вдохновил миф о Пандоре, жене брата Прометея, женщине, выпустившей в мир зло. Кроме того, симфоническая поэма Сибелиуса «Океаниды» — зыбкая, импрессионистическая музыка. И неистовый, обзывавшийся современниками композитора декадентским «Прометей» («Поэма огня») Скрябина для фортепиано, хора, оркестра и световой партитуры. Текст читает Чулпан Хаматова.

Последний вечер цикла — «Прометей» Листа (симфоническая поэма), где пламенный герой беседует с богиней возмездия Фемидой и богом Океаном, и кантата Сен-Санса «Свадьба Прометея», написанная для музыкального конкурса на Всемирной выставке в Париже 1867 года. «Прометей» Шуберта на слова Гёте, и снова Бетховен, его знаменитая Третья симфония. Композитор посвятил ее Наполеону, но, когда бывший тираноборец стал императором, снял посвящение. На партитуре с тех пор стоит «Героическая симфония в честь памяти великого человека». Сказано будто о Прометее.


Майя Крылова