Впечатления, 11 июн 2014, 01:00

В Театре им. Станиславского поставили оперу Моцарта «Дон Жуан»

Перед режиссером Александром Тителем стояла сложная задача: эту оперу ставили бесчисленное количество раз — не повториться крайне сложно. В роли донны Анны — знаменитое сопрано Хиблы Герзмавы.
Читать в полной версии
Фото: Олег Черноус; stanmus.ru

Впервые «Дон Жуана» исполнили в 1787 году в Праге. Вдохновленный работой композитор оркестровал увертюру к «Дон Жуану» за одну ночь, и не только вступление, но и вся музыка наполнена солнечным обаянием и искрящейся «серьезной легкостью». Не случайно такие принципиальные антагонисты, как Россини и Вагнер, обожали слушать «Дон Жуана». Ариями и ансамблями и впрямь можно заслушаться, даже если вы не знаете сюжета и ни слова не понимаете по-итальянски. Моцарт назвал свою оперу dramma giocoso — «веселая драма». Но как иначе, если в партитуре сталкиваются страсть и ненависть, жар искренности и холод расчета, счастье чувствовать и переживать и ужас могилы?

Тема оперы, что называется, бродячий литературный сюжет. Возникшая в средневековой Испании легенда о соблазнителе Дон Жуане привлекала множество авторов. Европа познакомилась с дерзким идальго по пьесе испанского драматурга Тирсо де Молина (1571—1648). Мольер и Гольдони, Пушкин и Байрон, Гофман и Мериме — вот далеко не полный список великих предшественников и последователей моцартовского либреттиста Лоренцо да Понте.

Опер про Дон Жуана тоже написано предостаточно. Устоять перед моцартовским ловеласом не может никто, да и как это сделать, если серенада обольстителя в сопровождении мандолины похожа на ласковый южный ветерок, а беседы Дон Жуана с женщинами полны направленной разящей чувственности? В опере действуют три пострадавшие дамы — донна Анна, донна Эльвира и простолюдинка Церлина. Анну, горюющую по убитому отцу-Командору, сопровождает ее жених Оттавио, выходящую замуж Церлину — новоиспеченный муж Мазетто, соблазненная и брошенная Эльвира справляется с невзгодами одна. В сюжет заложена масса смешных недоразумений — окружение Дон Жуана стремится наказать его за преступления на почве любви, а хитроумный герой, избавляющийся от преследований тысячью способов, так и не раскается: его ария «Чтобы кипела кровь горячее» воплощает глубинное жизненное кредо.

История распутника (слуга Лепорелло поет о любовницах господина, перечисляя жительниц разных стран и повторяя «тысяча и три») заканчивается многозначительно и грозно. Дон Жуан, храбрец, пригласивший на ужин статую убитого им Командора, пожимает каменную десницу и тут же — за грехи — проваливается в ад, а прочие персонажи спектакля (негодующие женщины и их рассерженные спутники) поют о неизбежности божественной кары за грехи.

Музыковеды век за веком восхищаются, как в «Дон Жуане» «суетное, фривольное, даже скандальное переходят в устрашающее, демоническое». Правда, в последние годы возникла мода ставить оперу иначе. Главный персонаж предстает почти что героем: он, дескать, бунтующий остроумец, энергичный символ человеческой свободы, а мстительное окружение не жертвы негодяя, а скучные лицемеры и ханжи. Так, например, трактовали оперу российские режиссеры Дмитрий Черняков и Юрий Александров. Интересно, какой путь выберет автор московской постановки Александр Титель.


Уильям Лейси Дирижер-постановщик Александр Титель Режиссер-постановщик

Майя Крылова