Впечатления, 03 июл 2014, 01:00

Что смотреть на Международной биеннале молодого искусства

Основной проект биеннале называется «Время мечтать». Известный британский куратор Дэвид Эллиотт отобрал для него работы 83 художников из 32 стран более чем из трех тысяч заявок — их можно увидеть в Музее Москвы.
Читать в полной версии
Фото: Пресс-материалы

Для темы биеннале «Время мечтать» Эллиотт позаимствовал название речи Мартина Лютера Кинга, слегка ее перефразировав. По его мнению, в отобранных работах нет единого послания, но они отражают очевидное растущее беспокойство нынешним миром. «Что могут сделать художники? Совместить индивидуальный мир чувств, эмоций с куда более всеобъемлющим миром макрокосмоса, — говорит Эллиотт. — Это дает представление и опыт об окружающем мире, которое нельзя получить в других сферах: науке, технике, художественной литературе, за исключением разве что поэзии. Субъект и система этих знаний очень ограниченны, а искусство способно проникать в куда более глубокие материи. Если работа хороша, то это порождает очень качественный и ценный опыт».

Читать список участников — все равно что изучать карту мира: Россия, Германия, Казахстан, Австралия, Албания, Таиланд, Камбоджа, Барбадос, Великобритания, Япония. Едва ли не половина участников — женщины. Много художников из Азии, что неудивительно, учитывая многолетнюю работу Эллиотта в этом регионе. На нижнем уровне выставочного пространства расположена изрядная доля видеоработ и произведений на тему экологии. Сингапурский художник Чжао Чженьхуэй рассказывает о фауне, претерпевающей изменения не только из-за эволюционных процессов, но и под действием генной инженерии. Обезьяна-носач, в ДНК которой внедрен «ген языка», белый медведь, в поисках пропитания заплывший в Гудзонский залив, кошки, чье зрение «улучшили», используя ген совы: все это фотосерия из проекта «Путеводитель по мировой флоре и фауне» — пугающая хроника того, как человек влияет на окружающий мир.

С ней соседствует «Исследование Питера Пэна» британки Кейт Эллиотт — серия фотографий и видеоинсталляция фиксируют период между детством и взрослой жизнью. Феномен «мальчика, который не взрослел» здесь — попытка изучить хрупкие моменты юности.

На картинах серии «Рагу из сладких снов» тайки Юри Кенсаку — нарисованные животные, будто и вправду вышедшие из сна или из мультика-анимэ: кошка-матрешка, кошка, одетая в балетную пачку, волк, вооруженный луком.

Для создания своего «Пустого дома» Артем Филатов и Владимир Чернышев собирали материал в Нижнем Новгороде и окрестных деревнях, искали доски с разной фактурой. В сам дом нельзя попасть, по его стенам хлестали сотни дождей. Он опасно накренился и, кажется, вот-вот рухнет, но он продолжает стоять как напоминание о традиции, которая постепенно уходит в прошлое.

В центре верхнего зала разместилась вольера: в ней — письменный стол, три радиоприемника, тропическая зелень и открытая клетка для серого попугая жако, который воспроизводит различные звуки, — это инсталляция Act of God Альберта Сэмрета. Художник таким образом предлагает посмотреть на то, где проходит грань между технологиями и человеческими умениями.

Участники биеннале по-своему задаются вопросами о будущем и сами же его конструируют. Основной проект форума задал довольно высокую планку: мечты по-прежнему заставляют людей стремиться к лучшему.  


Анна Попова