Почему не стоит душиться перед сексом
Энергичная женщина с платиновым «бобом» и ярко-красной помадой на губах заказывает в баре Strelka безалкогольный коктейль с кубиками льда. Это норвежка Сиссель Толаас, знаменитая на весь мир как эксперт по запахам и в 2014-м заслужившая американский титул «Женщина года» в категории наука (Сиссель, правда, подробности премии держит в секрете — до осени, когда состоится награждение). Сама себя называет посредником между наукой и парфюмерным искусством и, оставив лед в бокале таять под московским солнцем, начинает увлеченно рассказывать о деле всей своей жизни — запахах.
В Берлине по адресу: улица Regensburger, 25, находится необычное место — лаборатория-музей Сиссель Толаас. Химик по образованию, она более двадцати лет своей жизни посвятила исследованию запахов и собрала личную коллекцию из 7 тыс. экспонатов: точно воссозданные запахи разных зданий, асфальта, гниющих бананов, мягких игрушек, барбарисок, пота, животного корма.
«В 1990-х я потратила два года только для того, чтобы ездить по земному шару и нюхать предметы, меня окружающие. Как собака. Собирала разные образцы и упаковывала их в герметичные пакеты — консервировала», — вспоминает Сиссель. Чтобы получить запах в жидкой субстанции, использовала технологию Headspace. На объект направляется воронка прибора с насосом. Воздух с пахучими веществами прокачивается через трубку с картриджем, содержащим сорбент. Компьютерная программа выдает список присутствующих химических соединений, и далее из препаратов в лаборатории уже подбирается максимально подобное.
Зачем все это нужно? Сиссель уверена, что запахи помогают нам лучше понять реальность: перемещают во времени, создают сильнейшие ассоциации. И не стоит делить их на плохие и хорошие. «Запад тонет в парфюмерии. Все бесконечно моются, беспрестанно душатся. Мы рождаемся с дезодорантом в руке и хотим скрыть собственный запах, уничтожаем индивидуальность. Особенно увлекаемся, собираясь на свидание. Не душитесь перед сексом. Wash less! Be yourself», — заключает Сиссель. А потом читает долгую лекцию о том, что человеческий пот и бактерии принимают активное участие в таком, например, важном процессе, как выбор сексуального партнера, жены или мужа.
Она не против чистоты, а против огромного количества чужеродных запахов на человеческом теле. Чтобы было понятнее, проводит аналогию дезодорант-чеснок. Предположим, вы любите чеснок. А у вас через пару часов важная встреча. Но вы очень любите чеснок. Хорошо, съешьте свой чеснок, но только чуть-чуть, маленькую дозу. Точно так же и с дезодорантами. «Один гарвардский профессор решил пойти на эксперимент и перестал мыться, и его однажды не пустили в библиотеку. Он подал в суд и в результате выиграл его», — рассказывает Сиссель. Правда, напрашивается вывод, что впадать в крайности тоже плохо. Потом она протягивает бумажный блоттер с нанесенным ароматом.
Сиссель Толаас на конференции «Новая повседневность» в институте STRELKA, Москва
— Как вам?
— Интересный запах, но чуть резковат.
— Это запах бутс Дэвида Бекхэма.
— Сиссель, меня сейчас вырвет.
— Пока вы не знали, что это кроссовки, вы вполне нормально его воспринимали. А когда узнали источник — мнение кардинально поменялось. Значит, то, что вы считаете отвратительным, на самом деле таковым не является. В вашем заблуждении виноваты общественные предрассудки, подпитываемые рекламой.
Да, действительно, у Сиссель в коллекции есть образцы с запахом бутс Adidas, в которых забивал голы Бекхэм. Более того, в январе на дублинской выставке Grow Your Own она представила коллекцию сыра, при производстве которого использовались человеческие бактерии: был сыр с «ног» Бекхэма, выделениями из носа Билла Гейтса и пупка писателя-публициста Майкла Поллана.
«Демонстрация возможностей микробиологии. Плюс мы живем в мире, где лучший сыр имеет худший запах. И мы его смакуем. Смотрите, точно такой же вонючий сыр, но из ушной серы. Вы морщитесь», — объяснила Сиссель смысл эксперимента. Она в вечном поиске — вот сейчас создает библиотеку запахов разных уголков Шанхая.
На что живет Сиссель Толаас? С 2004 года ее деятельность финансируется IFF, мощной компанией, занимающейся исследованиями и производством парфюмерного сырья. Огромные корпорации держат руку на пульсе ее открытий — ведь с помощью Сиссель, к примеру, можно создать идеальную по запаху детскую присыпку, которую будут покупать.
Словом, окажусь в Берлине, зайду к Сиссель на огонек. Только не забуду захватить гигиенический пакет, потому что не готова освободиться от общественных предрассудков. По крайней мере, пока.
Ирина Багаева