Впечатления, 15 июл 2014, 01:00

Книги в чемодан: Что почитать в отпуске

Отпускное чтение — жанр особый. Никто не требует, чтобы вы на пляже штудировали философский трактат или разбирались в хитросплетениях авангардистского романа. Но тратить время на откровенную макулатуру тоже жалко.
Читать в полной версии
Фото: depositphotos.com

 

 

Исторический роман

Сергей Заграевский «Бедный рыцарь 
храма», «Архитектор его величества», «Евнух султанского гарема» Москва, 
издательство ОГИ, 2014

 

Три небольших романа историка архитектуры Сергея Заграевского посвящены теме, которую он знает и любит: феодальная домонгольская Русь и ее контакты с Западной Европой, воплощенные в объемах церквей, белокаменной резьбе, неотличимой от творений немецких мастеров (потому что делалась теми же руками) и периметрах мощных крепостных валов. Все три романа устроены одинаково: это развернутые монологи главных героев. Первые двое — тамплиер Матиас и императорский архитектор Готлиб фон Розенау. Они прибыли в середине XII века на Русь, дабы привести бурно развивающиеся восточные княжества в лоно истинной церкви и, соответственно, под руку германского императора — но тщательно продуманные миссии с треском проваливаются по самым неожиданным причинам. А главный герой третьего романа — русский князь Святослав Ольгович, много чего насмотревшийся и наслушавшийся в бытность свою на востоке. В том числе оказавшийся свидетелем завоевания Иерусалима султаном Салах-ад-Дином и Третьего крестового похода.

На литературные премии эти три романа явно не претендуют, но упорядочить свои представления о делах давно минувших дней с их помощью получится.

 

 

Книга сезона

 

Ксения Букша «Завод «Свобода» Москва, 
издательство ОГИ, 2014

 

31-летняя петербурженка Ксения Букша уже больше десяти (!) лет публикует небольшие тома яркой кружевной прозы — но эта книга вышла совсем уж из ряда вон. Опросив десятки сотрудников реального оборонного завода на окраине Петербурга, Букша через многоголосицу персонажей воссоздала его «биографию», полную комических, трагических и героических страниц, но при этом — необыкновенно цельную. А главное — оптимистичную. Критики тут же заговорили о возрождении производственного романа, с чем сам автор, убежденный либертарианец, категорически не согласен. Да и впрямь, с унылой продукцией соцреализма этот роман ничего общего не имеет. Как бы там ни было, необычная книга неожиданно для многих выиграла в июне премию «Национальный бестселлер» и претендует на то, чтобы стать самой обсуждаемой в следующем литературном сезоне.

 

 

 

Роман-миф

 

Эрнан Ривера Летельер «Фата-Моргана любви с оркестром» Санкт-Петербург, 
Издательство Ивана Лимбаха, 2014

 

Относительно небольшой роман совершенно неизвестного у нас современного чилийского автора — лучшее подтверждение тому, что со смертью Габриэля Гарсия Маркеса латиноамериканский магический реализм ничуть не иссяк. Экзотика малознакомого времени и места — селитряные копи на севере Чили 1920-х годов, приходящие в упадок, после того как немецкие химики научились синтезировать необходимую для взрывчатки селитру, — уже настраивает на былинный лад. А роман к тому же не об экономическом кризисе, а о страстной любви бродяги-трубача и сеньориты-пианистки («сеньорита» она, конечно, по местным понятиям, а вообще-то дочь цирюльника). Эпические попойки в борделях, непорочные, но страстные девы, истовая религиозность, возвышенная испанская поэзия, несгибаемые анархисты и жестокие прихвостни кровавого режима прилагаются. И все это растворено в знойном мареве безжизненной пампы. Для жаркого пляжа — в самый раз.

 

 

Травелог

 

Аркадий Ипполитов «Только Венеция» Москва, 
издательство «Азбука-Аттикус», 2014

 

Выход этого тома после первого — «Особенно Ломбардия» — был так же предсказуем, как перемещение состоятельного русского туриста с миланской Виа Монтенаполеоне через SPA-отели на озере Комо в венецианскую гостиницу. Поначалу избранная автором непосредственная манера повествования несколько изумляет, но быстро понимаешь — только так и можно. Потому что Аркадию Ипполитову — известному петербургскому искусствоведу, хранителю эрмитажной коллекции гравюр и кинокритику — приходится идти по тонкой грани: рассказать о богатейшей истории и неисчислимых художественных сокровищах города на воде, равно избегая педантства и верхоглядства. А ближе к концу выясняется истинный смысл категоричного заголовка. Он означает только то, что книга посвящена Венеции в самом узком смысле слова, даже без Лидо. Рассказ о нем автор отложил до третьей книги серии, предметом которой станет вся область Венето.

 

 

Научпоп

 

Билл Брайсон «Краткая история быта и частной жизни» Москва, 
издательство ACT, 2014

 

Предложение взять в отпуск научно-популярную книгу кажется насмешкой, но Билл Брайсон с легкостью это предубеждение опровергает. Как и то, что для того, чтобы написать увлекательную книгу об окружающем мире, необходимо отправиться в далекое путешествие. В новом бестселлере автор «Краткой истории почти всего на свете» «путешествует» по своему дому, выстроенному в британском графстве Норфолк немногим более полутора столетий назад для приходского священника. И, сравнивая то, как изменились бытовые привычки и представления о комфорте, гигиене и здоровом образе жизни всего за несколько поколений, делает на каждом шагу поразительные открытия. Они поджидают его в саду, столовой, на чердаке и, конечно, в спальне: так, например, викторианские врачи искренне считали, что «из-за частого секса сперма разжижается и получается вялое, апатичное потомство». Половой акт с периодичностью не чаще одного раза в месяц считался оптимальным вариантом.

 

Михаил Визель