Впечатления, 18 июл 2014, 01:00

Раскрыты секреты успеха «Истории игрушек» и «ВАЛЛ-И»

В Pixar работают, без преувеличения, гении. Глядя на «Вверх» или «Рататуй», трудно представить себе весь объем работы, выполненный художниками, аниматорами и другими специалистами. Основатель компании Эд Кетмелл недавно поделился ее секретами.
Читать в полной версии
Фото: Getty Images; flickr user Brian Hicks

За 28 лет своего существования мультипликационная компания Pixar заслужила международное признание среди зрителей и кинокритиков и, в общем-то, культовый статус. В общей сложности их работы получили 14 премий «Оскар», а общая прибыль со всех мультфильмов составила больше $8 млрд. В своей книге Creativity. Inc генеральный директор Pixar Эд Кетмелл, руководящий студией многие годы, раскрывает о ней несколько интересных подробностей.

 

1. Главное здание кампуса называется «Стив Джобс»

Такое название ему дали из-за того, что икона Apple был автором идеи, положенной в архитектурное устройство строения. Изначально офис Pixar был разделен на части: в одной работали программисты, в другой — аниматоры, в третьей — художники и т. д. Джобс, будучи ярым приверженцем «общих» помещений и внезапных мозговых штурмов, предложил цельную структуру здания с несколькими большими комнатами для массовых обсуждений. Большую часть пространства сооружения занимает гигантский атриум, в котором сотрудники могут отдыхать и собираться с мыслями.

 

2. Pixar проводит ежегодный конкурс для сотрудников

Называется он Pixarpalooza и впервые был запущен в 2009 году. Музыкальные группы членов компании выступают на нем каждый год и борются за звание «Лучшая группа студии Pixar».

 

3. Аниматоры не ограничены в украшении своих рабочих мест

Постерами и фотографиями дело не ограничивается. «Некоторые сотрудники работают в розовых кукольных домиках с миниатюрными люстрами на потолке, в «шалашах», сделанных из настоящего бамбука, и даже в высоких средневековых замках с каменными бойницами», — пишет Кетмелл. В общем, полет фантазии мультипликаторов ничем не ограничен.

 

4. Каждую неделю офисы посещает психолог-эргономист

Зовут ее Эрли Стерн. Она старается менять рабочую обстановку сотрудников, регулярно устающих от бесконечного кликанья мышками, и следит за тем, чтобы у них не развился синдром запястного канала (туннельный синдром). Это заболевание часто встречается у тех, кто проводит много времени за компьютером. Выражается оно в болезненных ощущениях в кисти и с трудом поддается лечению.

 

5. Дисней хотел сделать «Историю игрушек» музыкальным мультфильмом

На волне успеха мультфильмов-мюзиклов («Аладдин», «Король-лев», «Красавица и чудовище») Disney очень хотел выпустить еще один подобный мультик. К счастью, в Pixar от этой идеи отказались.

 

6. Pixar изначально не задумывалась как студия мультипликации

Сначала она продавала компьютерное железо, затем программное обеспечение, а потом производила короткометражки и рекламу. Первым действительно крупным проектом Pixar был топовый по тем временам компьютер для профессионалов. Продался он, к слову, не очень хорошо.

Компания позднее делала небольшие отрывки для фильмов по заказу Disney. Это приносило неплохую прибыль, и студия смогла позволить себе начать производство рекламных роликов. И только потом Pixar заключила с Disney контракт на создание трех проектов, который увенчался «Историей игрушек». Пожалуй, именно этот мультфильм сделал студию такой, какой мы знаем ее сейчас.

 

7. Название компании состоит из двух слогов совершенно разных слов

Один из основателей студии, Алви Рэй Смит, хотел назвать ее Pixer. А другой важный человек в тогдашней жизни компании, Лорен Карпентер, — Radar. Чтобы долго не спорить, оба этих слова решили совместить: Pixer + Radar = Pixar.

 

8. В 1986 году Pixar выпустила компьютер стоимостью $125 000 

Мало того что он был невероятно дорог, так еще и свои функции выполнял с грехом пополам. Пресса недоумевала, покупатели тоже.

 

9. Pixar была частью Lucasfilm

Джордж Лукас нанял Кетмелла в 1979 году. Эд возглавил компьютерное подразделение Lucasflim.

 

10. Pixar стала самостоятельной студией благодаря Стиву Джобсу

Это случилось в 1986 году, бизнесмен купил Lucasfilm Computer Graphics Division, откуда позднее и вышла Pixar. Вот и еще один повод сказать Стиву спасибо.

 

11. «История игрушек 2» не должна была выйти в прокат

Disney хотела, чтобы сиквел мультфильма был бюджетным и предназначенным только для VHS-кассет. К счастью, в Pixar слишком любили созданную ими вселенную, чтобы превратить ее во что-то посредственное.

 

12. Мультфильмы Pixar создаются невероятно долго

Ранние версии проектов выглядят ужасно: некрасивые, угловатые и совершенно несмотрибельные. Поэтому создатели тратят огромное количество времени на «полировку» каждого мультика. «Университет монстров», например, создавался больше четырех лет.

 

13. У Pixar есть собственная школа искусств

Классов четыре: рисование, скульптура, балет и режиссура.

 

14. Джобс хотел продать Pixar компании Microsoft

Студия некоторое время приносила убытки, так что Стив всерьез думал о том, чтобы продать ее. А потом вышла «История игрушек», имевшая ошеломительный успех, так что от этих планов все-таки отказались.

 

15. Когда работы компании взрывают бокс-офисы, премии сотрудникам выписываются от руки

Каждый раз, когда мультфильм Pixar собирает в прокате гигантскую сумму, руководители лично выписывают чеки на каждого члена команды, принимавшего участие в его создании.


Дмитрий Петренко