Впечатления, 24 июл 2014, 01:00

Пять выдающихся режиссеров, пришедших в кино из мира музыки

В прокат выходит фильм «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон — третья картина Джонатана Глейзера, которого до 2000-х знали главным образом как клипмейкера. «РБК Стиль» вспомнил, кто из режиссеров еще пришел в большое кино из мира шоу-бизнеса.
Читать в полной версии
Фото: Getty Images; Итар-тасс

 

Мэри Ламберт

Мэри Ламберт (справа) и Зои Джонсон 

 

Чем, как не музыкальным видео, заниматься режиссеру, чья дебютная короткометражка называлась Rapid Eye Movement. После нее Мэри Ламберт встретила молодую певицу, только записавшую дебютный альбом под именем Мадонна, и решила с ее песнями поработать. Итог — золотая обойма музыкального видео на все времена: Like a Virgin, Borderline, Material Girl, La Isla Bonita. Лучшего доказательства величия кино не найти — пошлятина по отдельности: Венеция, поющая красотка, разгуливающий по набережным лев. Вместе, в виде чередующихся кадров — реализованная мечта и просто идеальная учебная работа для студента-кинематографиста для развития чувства ритма и понимания монтажа. Впрочем, потренировавшись на львах, Ламберт занялась куда более амбициозными делами. В 1989 году она выпустила в свет свой полнометражный шедевр — экранизацию «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга, затем сиквел к нему и массу других фильмов. От былых «красивостей» там не осталось ничего: зато умение навести ужас одним планом колеса полицейской машины, которое давит картофелину, она приобрела, именно снимая клипы.

 

Фил Джоану

Фил Джоану (справа) и Xzibit

 

Кино мастера экшна Фила Джоану — родом из музыки. Фактически для U2 он один из команды, штатный видеоартист. И клипы (почти все восьмидесятнические) снял, и полнометражный документальный фильм о туре группы. Камера для него — музыкальный инструмент, на котором он берет аккорды. Боно в кресле, Боно садится в машину, Боно в кресле не один, машина едет. Как авангардисты звука и пленки в 1920-е годы пытались создать музыкальный инструмент, который бы генерировал звуки, синхронизируясь с изображением, так Джоану без претензий играл на картинках в группе U2. В его полнометражном дебюте музыки тоже было достаточно — в саундтреке фильма 1990 года «Состояние исступления» есть и Эннио Морриконе, и те же U2, и Шинейд О’Коннор, и Rolling Stones, и Guns’n’Roses. Музыка была нужна даже не для организации ритма или звукового ряда. Напротив, это кино должно было стать ближе к музыке — той, которая не только говорила о прорыве на другую сторону, но и прорывалась туда, прихватив с собой человека с киноаппаратом.

 

Мишель Гондри

Музыка помогла кино стать не зеркалом, но инструментом конструирования альтернативной реальности. Мастер по этой части — французский мечтатель Гондри. Его творческий метод — помещать звезд в «Сказку за сказкой», плюшевые декорации и пластиковый реквизит. Достаточно посмотреть его клипы на Human Behaviour Бьорк или Around The World Daft Punk. В какой-то момент трехминутный формат стал для него тесен, и он переключился на длинный метр, столь же сюрреалистичный и сказочный. Расставшиеся влюбленные, решающие стереть себе память о своих отношениях («Вечное сияние чистого разума»)

Сотрудники видеопроката, переснимающие копеечные версии голливудских блокбастеров («Перемотка»). Богатый юнец, заделавшийся супергероем («Зеленый шершень»). Все эти истории легко представить в виде короткого музыкального ролика.

 

Антон Корбайн

Голландский фотограф, переехав в конце 1970-х в Лондон, сначала снимал портреты звезд: Joy Division, Depeche Mode и U2. И как никто другой научился создавать конвертируемый музыкальный образ поп-групп: успех Depeche Mode в отрыве от клипов, обложек и фотографий Корбайна представить невозможно. В кино он пришел поздно — заподозрить Корбайна в амбициях было трудно. Первым опытом была эстетская черно-белая биография лидера Joy Division Йена Кертиса, которую он снял, кажется, исключительно потому, что при жизни музыканта не успел зафиксировать объективом его жесты, взгляды и эпилептические припадки. Зато как только перепрыгнул на другой полюс — снял криминальный триллер «Американец» с Джорджем Клуни, то его стиль изменился до неузнаваемости. Кажется, совсем перерубил любые связи с музыкальным видео. Единственное, что осталось — это цепкость объектива.

 

Федор Бондарчук

Бондарчук пришел в клипмейкерство в начале 1990-х — то есть на заре самого жанра в России. И отметился несколькими роликами, которые не стыдно пересмотреть и сейчас. Наталья Ветлицкая прогуливалась у него навстречу камере в «Посмотри в глаза» в точности как Анна Маньяни в «Маме Роме» Пазолини. А из «До свиданья, мама» «Морального кодекса» он создал целый триллер с мерцающими огнями, танцующими карликами и винтажными машинами.


Иван Чувиляев