Впечатления, 18 сен 2014, 01:00

На новой Сцене на Сретенке обещают «элитарные, изящные спектакли» для «модных ребят»

Одно из самых ожидаемых событий нового театрального сезона – открытие Сцены на Сретенке. Чтобы выветрить из филиала Маяковки запах нафталина, починить протекающие трубы и создать современную театральную площадку, понадобилось три года.
Читать в полной версии
Фото: Итар-Тасс

Вместе с автором премьерной пьесы «Декалог на Сретенке» Сашей Денисовой «РБК. Стиль» разбирался в прошлом, настоящем и будущем Сцены.

 

Такие новости

 

Швабры, дрели, стремянки... Нет, это не реквизит к спектаклю. За неделю до открытия Сцены на Сретенке здесь идут последние приготовления. Пожилая дама с осанкой актрисы и прической работницы советской прачечной домывает деревянные полы в фойе театра, маляры наносят последний слой краски на стены, а художники Анна Румянцева и Алексей Трегубов мелками дорисовывает карту Сретенки. К 19 сентября все работы завершат, а посетителей станут пускать не через служебный вход, прямо над которым — жилая квартира со шторами и цветами на подоконнике, а через главный.

На премьере спектакля «Декалог на Сретенке» зритель сможет оценить, как изменилась сцена после трехлетнего капитального ремонта. «В восьмидесятые, когда худрук Маяковки Гончаров занимался в филиале со студийцами, а молодой Каменькович ставил тут свои первые спектакли, на Сретенке хулиганили, — говорит Саша Денисова. — Это была площадка с молодежным направлением, куда, как и на основную сцену Маяковки, билетов было не достать. Тут шли культовые спектакли — Светлана Немоляева и Александр Лазарев играли в «Крике лангусты», а в «Наливных яблоках» вся сцена утопала в этих яблоках, и ими даже зрителей кормили... Но в последние годы перед реконструкцией филиал был уже очень «советским», ветхим — какие-то допотопные плюшевые диваны, словно несущие на себе бремя вечности, сцена-коробка… Было понятно, что все это устарело».

 

Переделка 2.0

 

Проект реконструкции Сцены на Сретенке — дело рук нынешнего художественного руководителя Маяковки Миндаугаса Карбаускиса — представителя поколения театральных руководителей «сорок плюс». Он из той же когорты, что и режиссер Кирилл Серебренников, который в 2012 году получил в распоряжение Театр имени Гоголя и всего за полгода возродил забытый даже самыми преданными зрителями зал.

Карбаускису времени понадобилось больше. Но на нем была еще и основная сцена Маяковки — там за три года худрук дал 18 премьер и сам поставил три спектакля. Приход Карбаускиса в Театр Маяковского в мае 2011 года как раз совпал с закрытием филиала на Сретенке на реконструкцию. На роль  автора «новой Сретенки» позвали театрального художника и архитектора Сергея Куцевалова, который к тому времени уже отметился обустройством пространств Театра-студии Олега Табакова, «Другой сцены» Современника и Студии театрального искусства Сергея Женовача.

«Сергей Куцевалов — кудесник театральных зданий, — считает Саша Денисова. —  Он преобразил Сцену на Сретенке. Здесь теперь аскетичное сочетание белого кирпича и модернистских ребер каркасной конструкции, какие-то невероятные антикварные железные светильники, краники и навигация в виде ржавых изящных деталей. Увидите — это дизайн современного лофта, куда приходят провести время самые модные ребята. Сцена-трансформер, свет, звук — все делает Сцену на Сретенке одной из самых оснащенных площадок Москвы. 3D-фигурки актеров на полках (их для этого сканировали в полный рост) — такого оформления город еще не видел. Сцена на Сретенке должна стать еще одной современной площадкой: здесь будут идти элитарные, изящные спектакли».

Прогон спектакля "Декалог на Сретенке"

 

Вначале было слово

 

Сцена, которую  нынешние обитатели сознательно избавили от пренебрежительного звания «филиала», откроется спектаклем-променадом Никиты Кобелева «Декалог на Сретенке»  по пьесе Саши Денисовой. В Европе и Америке этот жанр уже прочно вошел в репертуар многих театров — от прогулок в сконструированных лабиринтах внутри самих театров до «бродилок» в зданиях заброшенных заводов, доков и недостроенных небоскребов.

«Декалог…» — это история о современных грешниках, объединенная географией Сретенки. Спектакль убьет сразу двух зайцев: познакомит зрителей с обновленным театральным пространством  — во время спектакля они побывают в гардеробе, буфете и на складе, а также с историей района, где расположен театр.

Режиссер Никита Кобелев во время прогона спектакля "Декалог на Сретенке" 

 

«Декалог — наша с Кобелевым любимая история, — рассказывает Саша Денисова. — Идею поставить спектакль о десяти заповедях придумал Карбаускис и подарил нам. В 20-градусный мороз мы с актерами ходили по Сретенке, изучали район, посещали антикварные магазины, искали открытки с домами, снесенными Сталиным, разговаривали с чудесными старушками, которые не расселились из своих старинных квартир, хотя олигархи скупили полрайона. Казалось, как выжить старушкам — а вот живут ведь, ходят там рядом с ЛУКОЙЛом и «Евроцементом», кормят кошек и вспоминают уходящую Москву. У нас и главная героиня — бабушка, в голове которой весь кавардак на тему библейских заповедей и происходит. Там появляются Петр I и колдун Брюс, черные книги, Сухарев рынок, публичные дамы из борделей на Трубной, страшный суд в Древней Руси по законам «Русской правды», жлобы, которые могут убить за то, что в метро на ногу наступишь. Какой-то дурдом слегка, конечно. И, конечно, такого, чтобы в академическом театре играли рядом с тобой, нос к носу, локоть к локтю, на лестнице, в буфете, такого еще не было. Ну и тема не самая расхожая, как ни странно. Десять заповедей? Кто о них помнит? Ветхий завет какой-то... А они все еще работают!»

В планах руководства Сцены — играть здесь каждый день. «На полный ход, когда на Сретенке мы будем давать около 20 спектаклей в месяц, мы хотим выйти к будущему марту–апрелю», — делится перспективами директор Театра Маяковского Леонид Ошарин.

Подвал жилого дома №21 в Пушкаревом переулке — театральная площадка с вековой историей. Еще в 1913 году присяжный поверенный Ролл задумал возвести неподалеку от оживленной Сретенки здание «для кинотеатра, ресторана и выставок». Планам Ролла помешала Первая мировая война, и в результате на этом месте в 1928 году возвели конструктивистский дом с коммуналками, а подвал отдали под театральные студии. В разные годы здесь ставили спектакли режиссеры Федор Каверин и Николай Хмелев, а с 1946 по 1950 год шли постановки Московского драматического Театра им. Станиславского. «Маяковка» получила Сцену на Сретенке в начале 1980-х годов, а первый спектакль — «Колокола Хатыни» — дали 8 мая 1981 года.


Анастасия Новикова