Впечатления, 19 сен 2014, 01:00

Взорвали зал: в Москве открылась выставка номинантов на премию Кандинского

Под одной крышей собрано самое достойное, что случилось в современном российском искусстве за последние два года. Мы воочию убедились, что современные художники говорят на совершенно разных языках – как в смысле формы, так и доступности для понимания.
Читать в полной версии
Фото: Пресс-материалы

Кинотеатр «Ударник» на ближайшие два с половиной месяца оккупирован современным искусством полностью – от нижнего этажа, превратившегося в «Опытную станцию», где выставлены самые экспериментальные по своей форме работы, до балкона.

Посетители выставки увидят 35 проектов, которые попали в лонг-лист премии в трех номинациях: «Проект года», «Молодой художник» и «Научная работа. История и теория современного искусства». Это и живопись, и фотография, и инсталляции, и видеоарт. Критерии отбора были жесткие.

«Важно, чтобы высказывание художника не было простым, чтобы кроме информационного смысла в нем было что-то большее. И таких работ в этом году очень много», – сказала на открытии выставки член жюри премии Екатерина Бобринская.

Это, впрочем, не исключило попадания в число номинантов высказываний простых как три копейки. Вот организаторы выставки выступают перед журналистами на фоне гигантских железных олимпийских колец, спаянных воедино екатеринбургским уличным художником Тимофеем Радя. А чуть левее – видеопроект, на котором эти же кольца с помощью двух промышленных кранов поднимают над заснеженными уральскими просторами. И вроде ничего необычного, как вдруг ветер начинает вымывать из них поток пятитысячных купюр, все больше и больше, пока они не занимают собой весь кадр и не покрывают огромное поле, так, что и снега почти не видно. «Пару лет назад я выпил половину кружки кофе и понял, как это должно быть: деньги на ветер», – вспоминает о рождении замысла сам Тимофей Радя. Получилось высказывание, конкурировать с которым по простоте и прямоте могут разве что брошюры Немцова или блог Навального.

Впрочем, большинство других работ сложностью своего замысла все же поддержали реноме современного искусства, на произведения которого надо не столько смотреть, сколько в них всматриваться и вчитываться. Поиски смысла жизни от Виктора Линского, тоска по утопии от краснодарской группировки ЗИП, наивно детский и почти «блаженный» взгляд на политическую повестку дня от самого, пожалуй, раскрученного имени среди номинантов премии-2014 Павла Пепперштейна, на полотнах которого «в бездну сползают народы. Туда вам и дорога, о….е хищники, убийцы природы», а интернет, исходя из вектора общественных суждений, становится хуже ядерного оружия.

В общем, как выразился в разговоре с «РБК.Стиль» экспозиционер выставки Антонио Джеуза, «это не та выставка, которую можно посмотреть за десять минут. Здесь каждая работа требует диалога с собой, потому что современное концептуальное искусство не всегда воспринимается одним созерцанием. Мой совет посетителям выставки – читайте тексты, экспликации к объектам, прилагайте усилия для понимания художника».

Выставка проработает до 30 ноября, а победителей объявят 11 декабря на церемонии вручения премии. Первый приз в номинации «Проект года» равен €40 тыс., в номинации «Молодой художник» – €10 тыс. В этом году у премии впервые появилась и третья номинация – «Научная работа. История и теория современного искусства», цель которой – активизировать написание академических текстов по проблемам современного искусства. Текст – победитель этой номинации будет издан отдельной монографией.


Виктор Купрейчик